Оригинал взят у
yulushka в
Нил Ландау. Фантастические и мистические сериалы, сценарный курсПобывала на 3-дневном семинаре американского сценариста Нила Ландау, посвященного фантастическим и мистическим сериалам. Было невероятно интересно! Нил - сценарист с опытом работы 35 лет, приятный учитель и харизматичный рассказчик, я влюбилась. Жаль, что все уже закончилось: слушала бы и слушала! Тем более, что семинар шел на английском языке с переводом на русский, и польза получилась двойной: и английский потренировать, и про создание сериалов узнать.
Узнала для себя много нового, особенно о специфике сериалов, а то, что уже знала до этого, стало более структурированным.
Семинар включал в себя теорию, просмотр эпизодов сериалов и разработку собственного сериала в группах. Теория в исполнении Нила Ландау - самое интересное, ведь он знает голливудскую систему изнутри, приводит примеры из интервью с создателями самых популярных американских сериалов и разбирает всем известные сериалы.
В качестве примера успешной пилотной серии смотрели целиком пилот «Однажды» (Once Upon A Time) и разбирали в нем линии А, B и С. Кому интересно: линия А - всегда связана с главным героем, главным конфликтом и антагонистом, она работает на формат сериала. В «Однажды» это линия Эммы, ее конфликт с мэром из-за Генри, тема проклятья. Линия В - обычно что-то личное, эмоциональное. В пилоте «Однажды» - это линия Белоснежки и Принца, которые хотят спасти своего ребенка. А дальше в сериале эта линия будет связана с новыми сказками. И линия С - в пилотной серии это Мэри Маргарет, а дальше в сериале - это история второстепенных героев, персонажей сказок и жителей Сторибрука.
Интересно, что над созданием «Однажды» работали сценаристы «LOST», и его идея возникла еще до «LOST». Пилотную серию «Однажды» авторы переписывали много раз. Главная трудность была в том, как совместить два мира - реальный и сказочный. Все сложилось, когда сценаристы придумали Генри - мальчика, который не относится к миру сказок, но верит в них и пытается бороться с проклятьем. А его книга сказок стала связующим звеном между мирами, той деталью, которая их соединяет.
Еще любопытный пример из «закулисья» - увольнение главного сценариста сериала «Ходячие мертвецы» после нескольких первых эпизодов. Он пытался из каждой серии делать полнометражное кино, а с учетом того, что ее снимают неделю, это было очень трудно и для сценаристов, и для режиссера, и для актеров. И, конечно же, для бюджета. В итоге взяли другого сценариста, который стал делать сериал, и в первую очередь стал разбивать серии на акты с поворотными пунктами.
В качестве других примеров смотрели эпизоды из сериалов «Связь», «Остаться в живых», «4400», «Шерлок Холмс», «Игры престолов», «Третья планета от солнца». Жаль, что за кадром остались заявленные в программе вампирские сериалы, в т.ч. «Дневники вампиров» и «Баффи», а также «Говорящая с призраками» и «Мертвые, как я». Трех дней для такого семинара явно мало, тем более, если учесть, что половину времени отнимал перевод.
Далее - самое интересное из лекций.
Горизонтальные и вертикальные сериалы
В США 2 года назад снимали вертикальные сериалы, а сейчас - преимущественно горизонтальные. Это связано с тем, что меняются привычки зрителей. Раньше зрители любили предсказуемые сериалы (вертикалки), а теперь - непредсказуемые (горизонталки). К тому же, если раньше зрители смотрели по серии в неделю на ТВ, то сейчас многие смотрят сериалы в Интернете и сразу по несколько серий. Поэтому зрителям интереснее смотреть не законченные «вертикалки», а «горизонталки» с продолжением, когда на протяжении нескольких серий развивается какая-то история. Сценаристу горизонтальный сериал дает больше свободы для рассказывания истории. Сильный горизонтальный сериал привлекательнее для каналов, чем вертикальный - это в США (Нил Ландау). В России же наибольшие шансы сейчас имеет вертикальный сериал с сильной горизонтальной линией (Александр Акопов, продюсер Амедия).
Конец серии в вертикальном сериале - это решение проблемы, конец истории, рассказанной в серии. Конец серии в горизонталке - крючок для новой серии, очередная проблема героев. В горизонтальном сериале в каждом сезоне перед героями стоит общая проблема, которая усиливается с каждой серией и решается только в финале сериала.
Совет от Нила Ландау: когда вы пишете сериал, нужно, чтобы аудитория нуждалась в продолжении, как вампир в крови.
Правила хороших сериалов
Еще в первый день семинара Нил сказал: «Если вы запомните из всех трех дней учебы только одну фразу, пусть это будет следующая фраза». И процитировал сценариста «Ходячих мертвецов»: «Великие сериалы показывают крутых людей, которые делают крутое дерьмо». Она же и стала рефреном всего курса :)
При создании сериала важны мифология и формат.
Мифология - это правила мира мистического или фантастического сериала. Они должны быть очень просты и логичны для зрителя.
Для мифологии необходимы центральная тайна и центральный вопрос.
Центральная тайна относится к прошлому. Это то, что произошло до того, как сериал начался, и на протяжении сериала зрители получают по чуть-чуть информации для разгадки этой тайны.
Центральный вопрос относится к будущему - это то, чем все закончится. Он решается в самой последней серии.
Например, в «Шерлок Холмсе» загадка прошлого - это почему Шерлок не может жить без расследований, как он к этому пришел, а вопрос будущего - чем завершится его противостояние с Мориарти.
Главный вопрос, на который нужно ответить при создании сериала: что герои будут делать каждую неделю? (то есть каждую серию) Это формат сериала. Например, Доктор Хаус решает медицинские проблемы своих пациентов, а Шерлок Холмс расследует преступления.
Для любого сериала важна «семья» - настоящая или метефорическая (друзья, коллектив), которая будет поддерживать героя, будет его командой. Новые эпизоды будут давать все больше информации о каждом члене семьи.
«И потом случилось то-то» - плохой способ рассказывать историю. Хороший способ - «но потом» (случилось что-то непредсказуемое и неожиданное).
Первые 12 серий - самые важные, т.к. запуская новый сериал, компания обычно заказывает 12 серий и по ним смотрят, успешен ли проект, есть ли у него зрители. В 12-й серии происходит важный поворот. Например, в «Однажды» Эмма понимает, что сказочный мир существует.
Герой сериала
Герой должен быть загадочным и сложным, чтобы зритель хотел узнать о нем больше. В пилотной серии герой должен быть непонятным, иметь загадку.
В сериале арка героя меняется медленно, разбита на серии. Но есть исключения: например, доктор Хаус не меняется, потому что зрители привыкли видеть его именно таким.
При создании арки героя важно определить, сколько шагов на пути к изменению характера произойдет в каждой серии. В сериале чем медленней меняется герой, тем лучше. Нельзя рассказывать много и быстро - это ошибка многих сценаристов.
Выбор профессии героя должен двигать историю.
Все главные герои борются с антагонистом за то, чтобы контролировать ситуацию. Если проблему легко решить, сериала нет. Если антагонист слабее героя - сериала нет.
Программа курса Нила Ландау