Аристов Александр Михайлович

May 24, 2017 22:14

<...>

В феврале [1942] заболел у СУМЦОВА водитель. Это было в районе БАРАНЦЕВА [д. Баранцево, Смоленской обл]. Водитель был лейтенант, ему руку отбило. Второй водитель обморозил cебе лицо. У лейтенанта КОРСУНА машины были отведены в тыл. Меня поспали вмеcто итого водителя. Положении на фронте было тяжелое, машин. было мало, поэтому нашу пехоту здорово уничтожали. Им сели в машины и двинулись к передовой. До нас действовала пехота. Были маленькие танки Т-60, но снег был глубокий и они действовать не могли. Когда мы поехала, пехота натолкнулась на лесные завалы и на минные поля. Там были 34-е и наши КВ. Наши машины как раз придали 2 пехотному батальону. Там был лес и до противника было очень близко. Была небольшая полянка и каких-нибудь 300 метров от немецких блиндажей и потом опять блиндажи. Мы поехали к пехотному командованию, они сами не звали где находятся блиндажи, звали только, что в этом направлении. Мы выехали на опушку леса, в влезли на танков, нам показали куда ехать. Командир лейтенант СУМЦОВ объяснил вам, нас всех вывели из танков указали, в частности мне, курс - куда двигаться. После этого мы сели в машины и двинулись. Снег был очень глубокий. Нам указали ориентиры куда ехать, так я и ехал. Пушки нас не обстреливали. Лейтенант СУМЦОВ мне оказал: "Когда доедешь до завала, на завал не едь."

Я ехал, ехал, метров было 30, потом завал, я остановил танк. Лейтенант СУМЦОВ приказал остановиться и стал огнем вызывать противника, чтобы обнаружить его силу. Мы заметили в нескольких местах вспышки, значит пушки. Они по этим пушкам. За нами наша пехота шла. Она наблюдала и нам докладывала, где огневые точки противника. Чтоб, лучше сделать, Сумцов сказал пехоте: "Кто из вас самый лучший, садись на танк, рекогносцировку сделаем";. Один парень вызвался. Еще машина двинуться не успела, как тот человек был убит. Тогда СУМЦОВ оказал, чтобы больше не лезть на танк. По нас стали стрелять. Наши воспользовались этим и стали стрелять и из орудий, и из пулеметов, мы обнаружили блиндажей 6 кругом. Стрелок был хороший - СВЕТЛАКОВ, Он в финляндской войне участвовал. Когда эта война началась, он добровольцем ушел. Примерно к полудню пулеметная стрельба почти совсем утихла, только отдельные пулеметные выстрелы были, то там стрельнет, то там. Мы стояли и наблюдали, как он стреляет. Как он стрельнет, мы сейчас же или из пушки, или из пулемета. Вот уже стало совсем тихо. Тогда лейтенант говорит пехоте: Занимайте блиндажи. Они не идут. Он говорит: "Дальше проходите". Они залезли в первый блиндаж и там сидят: "Мы думали что уже задача выполнена". Дело к вечеру уже клонится, часов 5 было. Лейтенант СУМЦОВ хотел башню открыть, чтобы подбодрить пехоту, чтобы они скорее заняли блиндажи, чтобы немцы их не заняли, вдруг ни о того, ни с сего я слышу - что это такое, какое-то глухой удар по машине и в башне что-то обрушилось. Смотрю - человек без головы лежит, это лейтенант. Мы даже сразу не обнаружили где это пушка. Противник откуда-то с левой стороны ударил. Скорее всего была мина, потому что больше царапин не было на броне. Она ударила по башне и лейтенанту голову оторвало. СВЕТЛАКОВ кричит: "Давай- назад". И я дал метров 100 задним ходом. Когда нам стукнули, лейтенант упал, у нас штатного заряжающего не было. Когда мы поехали, нам командир-пехотинец одного красноармейца дал, он неплохо заряжал. Но бой из-за этого остановился. Он стоял у звукоулавливателя, ему глаза обожгло. Мы остались втроем: радист Г0Л0ЩУКОВ, СВЕТЛАКОВ командир орудия и я. Ни башню повернуть, ничего сделать нельзя. СУМЦОВ был мужчина солидный, лежит в башне, нельзя ничего сделать. СВЕТЛАКОВ говорит: "Разворачивайтесь, на командный пункт поедем". И развернулся и уже передом поехал на командный пункт. Приезжаю обратно, я из машины не вылез и говорю: "Командир убит и заряжающий убит". Я говорю СВЕТЛАКОВУ: "Свяжись с капитаном БУРДОЙ, пусть дадут хотя бы заряжающего, потому что один человек не может и заряжать, и наблюдать, и стрелять. Из командного пункта ответили: "Приезжайте, мы вам человека дадим".
"Тогда разрешите нам лейтенанта снять с машины." Тот, кому глаза обожгло, он пошел в свою часть. Лейтенанта выложили и отпрвили на сохранение в командный пункт. СВЕТЛАКОВУ говорю: "Иди к капитану БУРДЕ", а Г0Л0ЩУК0ВА послал снаряды укладывать. Убрали все на машине, вытерли кровь, а ГОЛОЩУКОВ начал снаряды укладывать, чтобы после удобнее было заряжать пушку. СВЕТЛАКОВ только метров 50 прошел по направлению к командному пункту, как кричит: "Не надо укладывать снаряды, другая машина пойдет, а эту машину давайте на командный пункт, капитан БУРДА приказал. Мы поехали на командный пункт к капитану. Потом дополнили машину снарядами, горючим заправили, а на утро эту машину сдали, доложили капитану всю обстановку, как случилось. Нам приказали СУМЦОВА сгрузить. Там был ст.сержант командир 34 машины убит. Нам приказали похоронить их вместе. Похоронили СУМЦОВА, только не в том месте, где был командный пункт, а где тылы стояли, недалеко от БАРАНЦЕВА. Тогда капитан, теперь майор БУРДА приказал похоронить и отметить на карте. Я не могу точно оказать, где это место, потому что был недалеко на этом участке.

Эта машина была I батальона. Тогда так получилось:
I батальон пошел на отдых, а нас заменил 2 батальон, а мы с этой машиной остались там, потому что экипажа не было для смены.

Когда мы приехали из боя, заправили машину горючим и боеприпасами, то уже на утро прибыл экипаж из 2 батальона, Мы этому экипажу машину сдали и машина пошла в бой.

Мы стали могилу для лейтенанта копать. Нам сказали: выкопайте могилу, похороните его и можете отправиться. Конечно, для своего командира когда же не будешь могилу копать. Встали копать. Земля была мерзлая. Мы копали могилу метров 15 через дорогу. Мы копали, копали, ни трупа лейтенанта, ни ст.сержанта нет. Тогда привезли раненых, там был воентехник ШУЛИК, мы опросили: "Где трупы?" Он оказал: "Капитан приказал их на повозку положить и отвезти". Тогда зачем же мы будем могилу копать? Мы подходим к тому месту, где были тылы, там уже другую могилу копают. Мы пешком отправились к себе. Один раз я был без КОРСУНА.

Был еще в бою на своей машине и со своим экипажем, только командир роты был другой - ст.лейтенант СТРИЖЕВСКИЙ, потом ст.лейтенант КУЛЬДИН, мл. сержант ВАЩЕНКО, сержант ВАХРОМЕЕВ, радист и я. Тогда командир роты сел сам на машину, а командиру машины КОРСУНУ приказал подождать. Это было в районе АНАНЬИНО. Мы сначала не знали задачу, поехали в деревню. Командир роты послал куда-то командира танка и мы ждали, когда он придет. Приходит СТРИЖЕНКО и коротко нам задачу объявил. Наша задача была - поехать к одной деревне. Там была опушка леса, поле и деревня. Нужно было обстрелять из орудия это деревню, а в деревню не въезжать. Когда сели в машину и поехали, доехали до опушки леса, он говорит: "Погоним дальше". Раз приказывает, я поехал в эту деревню. Но нас не стреляют. Мы заехали в деревне. Деревня все время обстреливалась, потому что разрывы мин и снарядов видны, снег сделался черным, Мы поехали в другой конец деревни. Там абсолютное молчание. В конце деревни стояли два танка - пришли Т-60. Я сначала не понял, думал они с экипажами, потом вижу они обгорели. Ст.лейтенант и вылез из машины, радист вылез, я на его место встал и смотрю. Смотрю - под горой человек 6-8. Ст.лейтенант говорит: "Что это за люди под горой?" Пока мы это говорили ударили из пушки по нас. Как только пушка ударила, я быстро прыгнул в машину, за мною радист. Башня у нас была заклинена. Можно было вращать только от крыла до крыла. Когда нужно было стрелять, приходилось всю машину поворачивать. Я разворачиваю машину и говорю орудийному: "Вот по этому дому". И тут сразу пошло, и автоматчики появились, и все, что хочешь. Нам раза три по машине ударили, а у нас уже башня была в пробоинах, в МЦЕНСКЕ ее разбили, и нам два снаряда попало, искры, осколки в башне. КУЛЬДИН кричит:
"Давай назад машину", а командир машины за башней укрылся не успел вскочить в машину. Мы все время под деревьями прятались, а они все время по домам лупили. Мы задним ходом заехали в обратный конец деревни. Наша пехота за нами вошла в деревню. Ст.лейтенант говорит: "Поедешь обратно к опушке леса". Я поехал обратно, увидел пехоту, они в снегу лежали. Развернулся по направлению к этой деревне и встал. Он говорит: "Вот мысик маленький, туда встанем". Мы поехали на этот островочек и встали здесь.

Из деревни по нас больше не стреляли. Мы около деревни стоим себе, оттуда стреляют, но снаряды все время с недолетом ложатся. Мы тоже в них стали стрелять. Мы расстреляли весь комплект, поехали машину заполнить. Поехали туда, где заправляли машины боеприпасами. Этим делом руководил капитан БУРДА. Заполнили мы машину боеприпасами а нам говорят: "Обратно туда выезжайте и пока ничего не делайте. Еще, говорят, несколько машин там будут и тогда сразу пойдете на эту деревню". И правда, несколько машин погнали туда. Нам дали еще с машины КВ и 2 Т-60. Итого у нас стало 5 машин, Мы на этой опушке леса стояли до вечера, все ждали, когда нам скажут, чтобы итти в атаку. Немцы деревню обогнули кругом, артиллерии много понатягали и расположились правее деревни по отношению к нам. Мы до вечера достояли. Здесь прибегает посыльной от командира пехоты, которому мы были приданы, и кричит: "Давайте в атаку! Но как в атаку - развернутым строем или как - не договорились. Командир танка мне приказал, чтобы я двигался к первой машине. Там грунт очень тяжелый был, вязкий. Выехали мы. Только выехали с опушки леса, проехали сотни 1 1/2-2 метров и тут началось. Как нас начали и справа, и слева, и откуда только не били. Мне не видно как мою машину бьют, а соседнюю, она вся в огне. Она не горит, а в искрах. Думаю: это не лафа быть тут. Первая машина развернулась в обратном направлении. Я за нею. Он кричит: "Догони эту машину". Мы чуть не стукнулись. Тогда я немножко принял в сторону, чтобы свою машину не ударить.

Ст.лейтенант говорит: "на лес прямо погоняй". Поехали в лес. Тут уже стали нам в зад давать. Пушка уж совсем не ворочается. Я уже потерял старые следы, откуда выехал, Заехали в лес, поломали там много деревьев. В общем остались живы мы и вышли. Я остановил машину, люк открыли в башне. Я сижу и радист около меня. Потом я оглянулся вокруг себя - вижу никого нет. Спрашиваю: "Что такое?" Они говорят: "Вылезай, машины горит. Этот люк не открывался, потому что все разбили в деревне. Я скорее в башню и вылез, кричу ВАХРОМЕЕВУ: "Машины горит". Ст.лейтенант забрал весь экипаж и мы пошли. Сначала были вое человек, потом, когда машины загорелась, уже плохо о мотором, от.лейтенант собирает и приказывает, чтобы за ним шли. но предупреждает, чтобы тихо шли. И обернулся, КУЛЬДИНА, командира машины, нет. Ничего, был здоров, не ранен, и человека нет.
Нам автоматчики дорогу показывали. Я закричал: " КУЛЬДИН ", а ст. лейтенант предупредил, чтобы тише шли. Встретили мы своих конников-подводы, ездовые стояли, а машину оставили там. Потом что такое? Лейтенант говорит, надо машину спасти". Я говорю: "Как же машину спасать, когда им в лесу?" Мы пошли до машины. Прошли метров 50, слышим -шумит, двигатель работает. Слышим - КВ идет. Думаю: что же это такое? Гляжу - из леса выходит наша машина, на которой мы были. Кричу ст.лейтенанту, что наша машина идет, и вдруг мне сразу в голову пало, что КУЛЬДИН машину ведет. "Догнать, говорит, боком машину . А как боком догнать, когда снег был? Сколько мог, я погнался, пошел другой дорогой, машина далеко ушла. Кричу нашей пехоте, чтобы машину остановили на дороге. Они не останавливают. В это время как раз проходили Т-60, или те машины Т-60, которые с нами действовали, или другие, Мы на ходу вскочили на эти машины. Они гораздо быстрее шли, чем наша, и догнали свою машину. Приехали на исходную. Ст.лейтенант с радистом или с мл. механиком-водителем пришел. Машина попаданий 4О получила, мне больно вспоминать это дело. Эту машину здорово побили, у нее раньше было много попаданий, примерно она попаданий до 90 имеет. Гусеница эта держалась на одном кольце. Машина эта работала. Ей положено было работать 100 часов, она работала уже 158, мотор подработался крепко. Когда ходовую часть разбили, катки все скинуло. Решили на СПАМ бригады отправить, а потом решили отправить на завод, и отправили обратно на Челябинский завод.

В комсомоле я с 1936 г. Сейчас кандидат партии с 1942 г. Награжден орденом Красной Звезды за бои под ОРЛОМ или за последние бои, потому что те, которые были представлены к награде за бои под ОРЛОМ, давно уже получили награды, а самый последний приказ был в начале апреля. Мы как раз в сентябре вели бои, когда приказ этот был.

Адрес родственников АРИСТОВА: Прионежский район, Ялгубский сельсовет (почтовое отделение), дер. Суйсаари Карело-минской АССР Михаил Ипатьевич. Мать Степанида Андреевна Аристова.

Стенограмма интервью 25.05.1942 НА ИРИ РАН.Ф.2.О.Р01-36.Д.51 стилистика сохранена

Аристов Александр Михайлович 1918г.р.

Звание: гв. старшина в РККА с 1939 года

Место призыва: Петрозаводский ГВК, Карело-Финская ССР, г. Петрозаводск
Место службы: 1 гв. тбр 3 мехк

Орден Отечественной войны II степени

погиб 31.12.1943 под г. Казатин, Украина
страница на Памяти Народа

------------------------
СУМЦОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ, мл. лейтенант, командир взвода ТП, 1914 г.р., Харьковская обл., г. Изюм. Погиб в бою 11.02.1942 г. у д. Баранцево Смоленской обл. Похоронен в братской могиле № 4 в пос. Карманово Гагаринского р-на Смоленской обл.

КОРСУН СТЕПАН ГРИГОРЬЕВИЧ, лейтенант, командир взвода 1 ТБ, 1913 г.р., г. Харьков. Погиб в бою (сгорел в танке) 01.07.1942 г. Похоронен в братской могиле в с. Студеное Должанского р-на Орловской обл.

КУЛЬДИН ИВАН ПЕТРОВИЧ, ст. лейтенант, командир роты 1 ТБ, 1918 г.р., Пензенская обл., Шемышейский р-н. Погиб в бою 24.03.1944 г. Похоронен в братской могиле в г. Чертков Тернопольской обл., Украина.

ГОЛОЩУКОВ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ, ст. сержант, механик-водитель 3 ТБ, 1921 г.р., Курская обл., Пристенский р-н. Погиб 28.12.1943 г. Похоронен в братской могиле в с. Мал. Чернявка Ружинского р-на Житомирской обл., Украина.

СТРИЖЕВСКИЙ ИЗРАИЛ РОМАНОВИЧ, ст. лейтенант ТП, занимаемая должность и год рождения не указаны, Ленинградская обл., г. Луга. Убит 16.12.1941 г. Похоронен в братской могиле в д. Лужки (Холуяновка) Истринского р-на Московской обл.

Давыдов В.А., Ярошенко В.В. КНИГА ПАМЯТИ первогвардейцев - танкистов 1941-1945 гг. Вечная Слава Павшим героям. Память о героях 1 гвардейской танковой бригады живет в народе.






4 тбр, 1941, ири

Previous post Next post
Up