Написал сегодня в ФБ о дискуссии, развернувшейся вокруг фильма "28 панфиловцев":
"Говоря об истории Великой Отечественной войны нельзя противопоставлять понятия "Советский Союз" и "Россия", "советские" и "русские". Это глупо и недальновидно. Писатели и кинематографисты того времени это тонко понимали и чувствовали. Пересмотрите, например, "Судьбу человека" или перечитайте "Русский характер" Алексея Толстого. В войну оба эти понятия присутствовали в равной мере, дополняя друг друга. Они взывали, с одной стороны, ко всему новому, что появилось в жизни советского народа за 24 года после революции, а, с другой, к историческому опыту, глубинным чувствам патриотизма. Гитлер считал СССР колосом на глиняных ногах, а мы выстояли и победили, потому что опирались на коммунистическую идеологию и русский дух".
Это была реакция на такой вот текст некоего Леонида Широкова:
"Поскольку запретить снимать фильм они не посмели, то дали денег и обрели влияние на проект с целью убрать из него "политику", то есть содержание. Война - это продолжение политики насильственными средствами. Именно политики, а не чего-то иного. Вымывание советской символики, подмена коммунистических идей сферическим конём патриотизма полностью переворачивают смысл событий. Это была классовая война, принявшая форму борьбы двух социальных систем, чем были вызваны её масштаб и ожесточённость с одной стороны и массовый героизм советского народа - с другой.
Всё, к чему прикасается Минкультуры, превращается в антисоветчину той или иной степени и формы, поскольку министерство - инструмент государства РФ, которое является отрицанием Союза ССР и его идейной базы.
Создать постмодернистский симулякр "единой и непрерывной" истории России у них не получится, если только для самих себя"
.
В комментариях, мне в подтверждение, пришёл ответ от не знакомого мне пользователя Дмитрия Демидова:
"Браво! В самую точку!
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, все-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти проселки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил.
Не знаю, как ты, а меня с деревенскою
Дорожной тоской от села до села,
Со вдовьей слезою и с песнею женскою
Впервые война на проселках свела.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик.
Ну что им сказать, чем утешить могли мы их?
Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Ты помнишь, старуха сказала:- Родимые,
Покуда идите, мы вас подождем.
«Мы вас подождем!»- говорили нам пажити.
«Мы вас подождем!»- говорили леса.
Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Что следом за мной их идут голоса.
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла".
Вот и Симонов о том же... А Твардовский, Ахматова, Берггольц! Вот кто-то обиделся, что нет в фильме красных знамён, классовой борьбы. да, и руководящей роли маловато. А выходили в своё время книги (а затем экранизации) писателей-фронтовиков: "Звезда" Казакевича, "Сашка" Кондратьева, "Горячий снег" Бондарева, да мало ли? И никто там не бегал со знамёнами и не повторял через каждое слово СССР, марксизм-ленинизм. Герои делали свою не лёгкую боевую работу. И это было верно, мы это в 80-х ясно понимали. Потому-что и нам не требовалось постоянно проговаривать и обосновывать, убеждать себя в простых, знакомых с детства истинах. Как происходит сегодня.