О китайском кино.

Mar 25, 2016 16:40

В середине 80-х в нашем городе появились первые видеомагнитофоны, а в конце 80-х стали расти, как грибы, видеосалоны. Помню, за умеренную плату в таком салоне можно было посмотреть какой-нибудь западный или восточный фильм. Часто вопрос о том, что смотреть в первую очередь решался голосованием. И, если собиралась молодёжная аудитория, то часто выбор падал именно на какую-нибудь китайскую картину о боевых искусствах. Тогда мы впервые познакомились с Брюсом Ли, мастером кунг-фу. Что привлекало нас тогда в этих слегка наивных картинах? Головокружительное мастерство восточных бойцов, их экзотические правила этикета и, конечно, непременная победа добра над злом.

Потом стали выпускаться фильмы другого рода. В них действие происходило уже на фоне широкого исторического полотна. Восточная экзотика, борьба китайского народа с захватчиками и эксплуататорами, а их в истории Китая хватало, смею вас заверить. История этой страны - череда бесконечных войн, междоусобиц, мятежей. И всегда в этих фильмах звучало мощное патриотическое начало. Через утверждение своих боевых искусств, их широкую пропаганду, китайцы прививают уважение не только к своей истории и к себе, как представителями одной из древнейших цивилизаций, но понимание того, что люди должны относиться друг другу  с уважением, невзирая на цвет кожи и разрез глаз.

В течение недели смотрел несколько фильмов об учителе Брюса Ли, мастере знаменитого стиля винь-чунь Ип Мане. Снова, как в молодости, на время становился китайцем ))). Так проникаешься сочувствием к героям, борешься вместе с ними с ненавистными японскими захватчиками, отстаиваешь честь в бою с английскими колонизаторами. Конечно, постановка боёв, спецэффекты это здорово. Но что ещё подкупает, так это мудрая идеологическая составляющая. В основе её лежат: семейные ценности, уважение к старшим, бережное отношение к своей истории и историческим деятелям и национальная гордость, никогда не переходящая в шовинизм. К этих фильмах даже у злодея есть положительные черты, которые часто приводят к его исправлению. Даже коллаборант втайне сочувствует герою и порой не в силах сдержать нахлынувшие патриотические эмоции, вступает в бой с неправдой и погибает, очистившись от предательства. Да, китайские фильмы могут показаться европейцам однообразными. Потому что в них присутствуют определённые каноны или вечные сюжеты, подобных и в европейской культуре хватает. Это привносит в кино некий символизм, философский смысл. Так же как китайская литература, китайское кино иероглифично.

Сегодня нам очень не хватает такого кино. Я не имею в виду, что надо непременно снимать фильмы-боевики о русских единоборствах (такие попытки были в начале 90-х), разборках между бандами и кланами или эпохальных битвах прошлого. Нет, боевые искусства в китайском кинематографе используют, что бы сказать о чём-то главном для них, китайцев, отношении к жизни, философии, силе духа, любви к родине, уважении к традициям. Так  и у нас, у русских есть свои "иероглифы", которыми нужно писать полотно нашей, очень сложной, но славной истории, прививать не только уважение к стрене и к людям, но и самоуважение.

Наверное, потому до сих пор для нас не утратили своего значения, ставшие культовыми советские фильмы, а неказистый "Брат" 90-х перевешивает мастерски отснятого "Левиофана".

философия, Китай, искусство, кино

Previous post Next post
Up