Надя заспивает.
Включил ненадолго прямую трансляцию оглашения приговора Савченко. В зале гул, возня, адвокаты стоят, уткнувшись в телефоны, ловя ретвиты. Фейгин изредка прислушивается к приговору, когда речь заходит о позиции адвокатуры, при этом нагло лыбится и закатывает глаза. Какой-то типок справа внаглянку делает вид, что читает заграничный журнал. Сама подсудимая постоянно переговаривается то с "полиглотом", то с Фейгиным, то с другим адвокатом, временами испуская выкрики и коментарии грубым голосом на какие-то непонравившиеся ей слова судьи.
Всё это (чтение приговора) происходит под непрестанные возню и копошение, громыхание стульев, скрип и стук дверей, чьи-то перемещения по залу.
Люди из украинской группы поддержки, стоящие неподалёку от клетки постоянно елозят, крутят головами, ухмыляются и похихикивают.
Камера и микрофоны установлены таким образом, что текста приговора почти не слышно, его заглушает посторонний шум. Всё внимание на клетку и пространство рядом с ней.
Как только судья добрался до заключительных слов о виновности, Надия по сигналу адвоката загорланила какую-то песню на украинском языке, в народном стиле, обличающую суд и судий: "сами по тюрьмам сядете, сами в тюрьмах сгниёте". Судья объявляет перерыв, вероятно решив дать Савченко накричаться в одиночестве. Но надежда Украины успевает выкрикнуть все бандеровские кричалки и получить на них все отзывы от упоротой группы поддержки.
Во всём этом барадаке, мало похожем на суд, как он представляется нормальному человеку, у меня рождается один, крайне болезненный вопрос (который и без видео сформировался уже давно). Кому и зачем всё это нужно? К чему открытость процесса до такой степени. Зачем устраивать вместо заседаний суда цирк с прямой трансляцией, запускать на заседания (вообще пускать в Россию) эту украинскую кодлу, если нет возможности организовать элементарный порядок в суде, корректное поведение подсудимой, адвокатов и зрителей процесса и даже нормальной трансляции. Вы хотели продемонстрировать дурные манеры наших оппонентов? Украинцам это не интересно, у них давно все понятия о нормах поведения изничтожены. Для русских суд лишний раз показан рутинным и скучным процессом. Зачем нам нужны эти клоунские кривляния и ужимки подсудимой? Европейцам это тем более не нужно.
Получается, интрересен не сам процесс, не аргументы сторон, а отдельные вишенки на торте, в виде попыток дискредитации суда и России в целом, громких заявлений подсудимой, её протестных выходок, твитов и ретвитов адвокатов и зрителей суда. Человек с явно неадекватным поведением получил сцену и не минуту, а часы и дни славы. Он фактически рулит процессом, заставляя судей своими истошными воплями приостанавливать зачитывание приговора. И, выходит, в том, что суд превращается в цирк есть не только заслуга украинской стороны, но и наша глупость.
Но зато сколько материала для русофобской антигосударственной пропаганды. Он как дровишки в костёр: только успевай подбрасывать, чтобы разгоралось сильнее.
В то же время я вижу очень мало материалов о суде от адекватных российских СМИ, с разбором фактов, разъяснением сути дела. Эту функцию несут на себе в основном блогеры.
Ещё раз задаю вопрос: зачем надо устраивать предельно открытый суд, если это не тщательно подготовленный открытый, показательный судебный процесс (а то, что он не является таковым, я думаю, для всех очевидно), который заставит уважать страну, её правосудие? Причём не только гражданами, но и иностранцами. Зачем этот спектакль, коли у него нет хорошего сценариста и режиссёра. Кто-то наверное укорит меня большими процессами 30-х, а я напомню суд над другим, настоящим лётчиком, Пауэрсом в 60-м. Гэри Пауэрс был настоящим солдатом, офицером, вполне достойным человеком и заслуживал открытого суда. А вот Савченко, на мой взгляд, не заслужила.
Обидно то, что весь этот цирк, прямая трансляция Раши Тудей происходят за наш с вами счёт.
P.S. После оглашения приговора в суде завязалась потасовка. Такое вот беззубое сообщение в бегущей строке телевизора. Кто бы сомневался, глядя на украинскую группу поддержки, стоящую с вызывающим видом. Пожалуй, зря я оскорбил благородное искусство цирка сравнением с этим балаганом.