Много разных слов было в адрес фильма Урсуляка. В основном критически настроенные люди концентрировались на несоответствии разных бытовых деталей, языка, внешности героев. Я, по правде, не эксперт по казачьему быту и менталитету. Поэтому решил обратиться с вопросами к своему доброму другу, женщине, которой за 60, которая почти всю свою жизнь прожила в сельской местности Ставропольского края. Казачья культура, гражданская война ей не чужды. Много лет она работала в сельской библиотеке, потом заведовала сельским краеведческим музеем. На таких вот сельских интеллигентах по словам Д. Лихачёва Россия и держится. А ещё она человек обладающий поэтическим даром. Я слегка подредактировал несколько её писем и с разрешения автора здесь их размещаю.
Плохо отношусь к новым постановкам старых фильмов. НООО... С первых же кадров была удивлена природой. Будто знакомят с местностью села Гофицкого. Взгорья, перелески, затем строения. Ну как у бабушки побывала. Нет нарочитого ничего. Даже латки, на сараях, облупившиеся, немазаные. Дворы. Хозпостройки. Ворота с крышей, завалинки. Веранды на весь дом. Речь и одежда людей, всё реально. Приглядывалась ко всем деталям. Песен чуть многовато. Авторы фильма не ставили своей целью до 7 серии показать "политические ветры". Все нечаянно поменялось в сознании героев. Дальше не смотрела еще. Не спала до 3 часов ночи. Не могла остановиться, все смотрела и смотрела. А дальше жаль смотреть. Жаль народ... Все эти перемены строя и уклада, мировоззрения. Но... буду глядеть дальше. Спасибо вам. Увлеклась.
Мне речь более верной показалась, чем в старом фильме. Ставрополье и Ростовские степи - соседи. Но действительно первые картинки, ну просто вид с трассы на село, эти взгорья... Очень близко все. У нас в селе речь селян похожа, хотя живут здесь потомки выходцев из Воронежской, Орловской, Курской областей. То же чавоканье и гыканье. Игра актёров мне понравилась и фильм меня увлек. Мне видится, что актеры играли ближе к правде жизни. Меньше "красования и академичности постановок".
ЭТО МОЕ ТАКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Я фильм и смотреть не хотела, боялась, а благодаря вам, посмотрела и очень этим довольна. Как раз весь колорит сохранился, не придуманный по картинкам, а достоверный, точно так и есть в сёлах. Вы вот приедите и увидите стиль строения жилищ. Эти хаты под соломой и ворота с крышей. В Бурлацком где бабушка моя жила. Там у нас и веранда, так сказать или крыльцо под крышей вдоль дома такое же было. Мазаные глиной завалинки, все натурально, и речь очень мягкая не специально подчеркнутая. Я еще подумала, как актеры говорят запросто, будто выросли с этим языком.
Досмотрела 8-ю и чуть 9-ю и по ходу комментирую. Сцена на мосту, какой остроты эпизод! А сцена прихода красных на хутор????!!!! Так и было. Помню Манаенко Анастасия - старушка мне рассказывала, как местные с/советчики приходили, шарили и забирали всё, не оставляя хозяину ничего. Сундук с мукой выгребли и пошли. А станичники в свою очередь хитрили. Мешок с мукой в речку. Тот намокнет, коркой покроется, зато середина целая. Так и тянули. Насильно замуж брали девок из зажиточных, чтоб показать кто хозяин в селе. Пришли к власти, кто не работал, мотался по свету, а зажиточных (коровы 2,3, лошади 2, земля) отправляли в Калмыкию потом в Казахстан, Сибирь. Те и там пахали и становились на ноги. Еще, работая в музее читала рукопись - воспиминания одного красноармейца. Из Благодарного в Петровское сопровождали раскулаченных. Остановились на окраине. Кормите их. Стали с улиц сносить еду и готовить на костре. Командиры в с/совет поехали на переговоры, а оставшиеся умники выстроили в ряд непокорных и на скаку им головы посрубали. Каково???!!!
...я прослеживаю душевные мучения. Они так хорошо актерами показаны. И Григорий в этом фильме меньше "донжуан". Больше видна человеческая драма. "Женщины мимоходом, как средство". Вот его разговор с женой (когда он уже к красно-белым попал). Он пытается ей рассказать о своих переживаниях, она не слышит. Огородилась обидой, что он предал ее в очередной раз. Смотрю, как совершенно другой фильм. В нём больше видны "мысли людей". И это только кино, а что было на самом деле?!! Бабушка эта, Анастасия (я музее собирала воспоминания стариков о гражданской войне) мне и в 90-х боялась рассказать правду. Говорила: "пужаный волк, куста боится".
Досмотрела. Сильно. Эмоциии! Слезы!!! Крик Гришки. Он тянется через почти столетие и через поколения. Все повторяется и я готова также орать за своих детей. За потерянные, загубленные жизни в труде надрывном колхозников,"афганцев", "чеченцев" За то, что врут и крадут у нас правду. Через меня это все прошло и государству я, как особь нужна для рождения солдат и трудяг. Фатальность. И выбора нет. Человек инструмент интересов кучки... Что мы видим и сейчас происходит... Но так нельзя... Мы выродимся. Чтобы оставаться человеком надо находить причины для радости и в нынешней ситуации.