Возвращаясь к "Тихому Дону".

Dec 19, 2015 20:52


Много разных слов было в адрес фильма Урсуляка. В основном критически настроенные люди концентрировались на несоответствии разных бытовых деталей, языка, внешности героев. Я, по правде, не эксперт по казачьему быту и менталитету. Поэтому решил обратиться с вопросами к своему доброму другу, женщине, которой за 60, которая почти всю свою жизнь прожила в сельской местности Ставропольского края. Казачья культура, гражданская война ей не чужды. Много лет она работала в сельской библиотеке, потом заведовала сельским краеведческим музеем. На таких вот сельских интеллигентах по словам Д. Лихачёва Россия и держится. А ещё она человек обладающий поэтическим даром. Я слегка подредактировал несколько её писем и с разрешения автора здесь их размещаю.
Плохо отношусь к новым постановкам  старых  фильмов. НООО... С первых же  кадров была удивлена природой. Будто знакомят с местностью села Гофицкого. Взгорья, перелески, затем строения. Ну как  у бабушки побывала. Нет нарочитого ничего. Даже латки, на сараях, облупившиеся, немазаные. Дворы. Хозпостройки. Ворота с крышей, завалинки. Веранды на весь дом. Речь и одежда людей, всё реально. Приглядывалась ко всем деталям. Песен чуть многовато. Авторы  фильма не ставили своей  целью до 7 серии показать "политические  ветры". Все нечаянно поменялось  в сознании героев. Дальше не смотрела еще. Не  спала до 3 часов ночи. Не могла остановиться, все  смотрела  и смотрела. А дальше  жаль  смотреть. Жаль  народ... Все  эти перемены строя и уклада, мировоззрения.  Но... буду глядеть дальше. Спасибо  вам.  Увлеклась.

Мне речь более верной  показалась, чем в  старом фильме. Ставрополье  и Ростовские  степи - соседи. Но действительно первые  картинки, ну просто вид с трассы на село, эти взгорья... Очень близко  все. У нас  в селе  речь селян  похожа, хотя живут здесь потомки выходцев из Воронежской, Орловской, Курской областей. То же  чавоканье  и гыканье. Игра актёров мне понравилась и фильм меня  увлек. Мне  видится, что актеры играли ближе  к  правде жизни. Меньше "красования и академичности постановок".

ЭТО  МОЕ  ТАКОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ.  Я  фильм  и смотреть  не  хотела, боялась, а  благодаря  вам, посмотрела  и  очень  этим довольна.  Как раз  весь  колорит  сохранился, не придуманный по картинкам, а  достоверный, точно  так  и есть  в  сёлах. Вы  вот приедите и увидите стиль строения жилищ. Эти хаты под  соломой и ворота  с крышей. В Бурлацком где бабушка  моя  жила. Там у нас и веранда, так  сказать или  крыльцо под крышей  вдоль дома  такое же было. Мазаные глиной завалинки, все  натурально, и речь очень  мягкая не специально подчеркнутая. Я  еще подумала, как актеры говорят запросто, будто выросли с этим языком.

Досмотрела  8-ю  и чуть 9-ю и по ходу  комментирую.  Сцена  на мосту, какой остроты эпизод! А  сцена прихода  красных на хутор????!!!! Так  и было. Помню  Манаенко Анастасия - старушка  мне  рассказывала, как местные с/советчики приходили, шарили и забирали всё, не оставляя хозяину  ничего. Сундук  с мукой  выгребли и пошли. А станичники в свою очередь  хитрили. Мешок  с  мукой  в речку. Тот намокнет, коркой покроется, зато середина целая. Так  и тянули. Насильно замуж  брали девок из зажиточных, чтоб показать кто хозяин  в селе. Пришли  к  власти, кто  не работал, мотался  по свету, а  зажиточных (коровы 2,3, лошади 2, земля) отправляли в Калмыкию  потом в Казахстан, Сибирь. Те и там пахали и становились на ноги. Еще, работая в музее читала рукопись - воспиминания  одного красноармейца. Из Благодарного в Петровское сопровождали раскулаченных. Остановились на окраине. Кормите  их. Стали с улиц сносить еду и готовить на костре. Командиры в с/совет поехали на переговоры, а оставшиеся умники выстроили в ряд непокорных и на скаку им головы посрубали. Каково???!!!

...я прослеживаю душевные мучения. Они так хорошо актерами показаны. И Григорий в  этом  фильме  меньше "донжуан". Больше  видна  человеческая  драма. "Женщины мимоходом, как  средство".  Вот  его разговор  с  женой (когда он уже  к  красно-белым попал). Он  пытается ей  рассказать  о своих переживаниях, она  не слышит. Огородилась  обидой, что  он  предал ее в очередной раз. Смотрю, как  совершенно другой  фильм. В нём больше видны "мысли людей". И это  только  кино, а  что  было  на самом  деле?!! Бабушка эта, Анастасия (я  музее собирала  воспоминания стариков о гражданской  войне) мне и в 90-х боялась  рассказать  правду. Говорила: "пужаный  волк, куста  боится".

Досмотрела. Сильно. Эмоциии! Слезы!!! Крик Гришки. Он  тянется через почти столетие и  через  поколения. Все  повторяется и я готова  также  орать  за  своих  детей. За потерянные, загубленные жизни в труде надрывном колхозников,"афганцев", "чеченцев" За то, что врут и крадут у нас правду. Через меня это все прошло и государству я, как особь нужна  для рождения солдат и трудяг. Фатальность. И выбора  нет. Человек  инструмент интересов кучки... Что мы видим и сейчас происходит... Но  так  нельзя... Мы  выродимся. Чтобы оставаться  человеком надо  находить  причины для  радости и в нынешней ситуации.

голос провинции, Гражданская война, литература, кино

Previous post Next post
Up