Музей-мастерская Геннадия Райшева

Mar 16, 2013 00:17

Есть в городе Ханты-Мансийске музей-мастерская Геннадия Степановича Райшева. Года полтора - два назад он открылся в новом современном здании.

Здание напоминает облас - лодку-долблёнку, традиционное средство передвижение хантов и манси по северным рекам. На фасаде здания изображён один из райшевских сюжетов.


Райшев Геннадий Степанович - хантыйский художник, член Союза художников России, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа.
Родился 1 ноября 1933 года (в паспорте - 18 ноября 1934 года) в п. Сивохребт Самаровского района Остяко-Вогульского (Ханты-Мансийского) автономного округа. Среднюю школу закончил в 1954 году в Сургуте. В 1954-1959 годах учился на филологическом факультете Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена. Параллельно осваивал мировое изобразительное искусство, занимался в изостудии под руководством графика В.П. Ефимова и на вечернем отделении художественно-графического факультета. В 1962 году вместе с семьёй переезжает в г. Карпинск Свердловской области, где работает до 1975 года художником-оформителем в местном кинотеатре. В 1974 году Г.С. Райшев был принят в Союз художников СССР за циклы графических работ. С 1998 года проживает в городе Ханты-Мансийске.


Диапазон творческих интересов Г.С Райшева весьма широк. Он не только художник в общепринятом смысле этого слова, то есть человек, занимающийся живописью и графикой, но и теоретик изобразительного искусства, размышляющий о философских, социологических и психологических вопросах творчества, подтверждением чему является написанная им книга «Отчего мучается художник: вопросы творчества».

Изобразительная манера Г.С. Райшева на рубеже 60-70-х годов претерпела радикальную трансформацию. Он отошёл от реализма «сурового стиля» и перешёл к символизму обобщённо-знаковой модели мира.
В своих поисках Г.С. Райшев опирается на традиции народного искусства обских угров, других этнических общностей, проживающих в Сибири.
Тематика творчества Г.С. Райшева разнообразна. Можно выделить несколько основных направлений. Больше всего художник любит изображать природу югорского края, коренных жителей Югры, русских сибирских людей. Многие темы нашли отражение в экспозициях, развёрнутых в 1996-2003 годах в Галерее-мастерской.

Не знаю много ли таких музеев в России и мире, которые открыты при жизни художника, растут и развиваются вместе с его творчеством. В Ханты-Мансийске таких музее два: музей Райшева и музей художника Игошева. Второй музей был построен при жизни художника, посвятившего 50 лет творчества Северу, как музей-мастерская, но, к сожалению, Владимир Александрович Игошев умер, не успев поработать в заботливо созданной для него мастерской.

Посетил музей в составе делегации. Нам неожиданно повезло. Мы встретились с в холле с Геннадием Степановичем и он любезно вызвался провести для нас экскурсию.


Афиша выставки.


Мастер объясняет свой творческий замысел




Здание музея впечатляет и изнутри. Это настоящее хранилище в стиле хай-тек, оснащённое современными техническими средствами.




Диптих "Богатырь Салыма", "Кодский богатырь".


В мастерской художника, неоконченные картины.


Райшев занимается и графикой. Недавно закончил работу над иллюстрациями к хантыйским и мансийским сказкам и мифам.


Ханты-Мансийск, музеи, искусство

Previous post Next post
Up