Когда несколько месяцев назад мы с моими друзьями (подавляющее большинство - историки по базовому образованию) создали международную Группу информации по преступлениям против личности и начали разбираться с численностью погибших в ходе гражданского противостояния на Украине, я даже не думал, что это занятие будет столь изматывающим.
Гибнут украинские силовики, гибнут ополченцы, гибнут мирные жители. Сколько гибнет - точно понять невозможно: Киев свои потери скрывает, ополченцы - тоже, а мирных жителей хоть и считают, но далеко не всех - система подсчета дезорганизована. В нормальной ситуации убитого доставляют в больницу или бюро судмедэкспертизы, оттуда пишут бумагу в местное отделение милиции, оттуда обобщенная информация идет в областное ГУВД и так далее. Но то - в мирное время, а во время гражданской войны все гораздо сложнее. Не всех доставляют в морги - многих хоронят сразу, обозначив могилу лишь самодельным крестом. Не все бюро судмедэкспертизы и больницы передают информацию, куда следует; не все отделения милиции функционируют, не со всеми есть связь.
Точное число погибших установить невозможно, пока идет война. Однако некое минимальное - можно. Собираем все имеющиеся данные: официальные заявления областных госадминистраций и горсоветов, ежедневные сводки областных ГУВД, заявления украинских силовиков и ополченцев о своих потерях (заявления о потерях противника не берем - они всегда завышены), наконец свидетельства очевидцев и журналистов, подтвержденные фото и видео. Делаем сводную таблицу, обобщаем информацию и получаем минимальное число потерь. Настоящее число, конечно, больше, но даже минимальное - знать очень полезно.
Мы начали работать. И вот теперь у меня постоянно перед глазами счетчик с крутящимися цифрами погибших. По нашим данным, с 22 февраля по начало этой недели погибло минимум 2678 человек. Более 700 украинских силовиков, большая часть которых известна поименно. Порядка 400 ополченцев, упоминания о гибели которых удалось найти. 298 человек, летевших в малазийском боинге. И более 1200 мирных жителей.
И это, повторяю, минимальные цифры. Украинских силовиков и ополченцев наверняка погибло как минимум в несколько раз больше - в одном южном котле, по оценкам военных экспертов, осталось не менее 1,5-2 тысяч украинских солдат. Убитых мирных жителей тоже гораздо больше - например, в Луганске погибших не считают уже несколько недель. Нет никакой возможности считать.
То есть, реальные цифры погибших - это как минимум тысяч пять или шесть. И из них - как минимум две тысячи мирных жителей. А может, и больше.
Предыдущая война в Европе имела место в 1999 году - НАТО бомбила Югославию. Тогда за период с марта по июнь погибло более 1700 мирных жителей. Во время Второй Ливанской войны 2006 года Израиль потерял 121 солдата, «Хезболла» и ливанские силовые структуры - около 550 человек, а мирных граждан погибло более 1100. По данным агентства Ассошиэйтед Пресс, за 2008 год в неспокойном Афганистане было убито 1140 мирных жителей.
Как видим, на Украине все хуже.
Западные правительства и СМИ старательно закрывают глаза на разворачивающуюся трагедию. Силовая операция Киева на юго-востоке поддерживается и США, и ЕС. Но понятно, что рано или поздно число погибших достигнет того уровня, когда молчать о происходящем западные СМИ уже не смогут. И тогда у общественности там возникнут вопросы - прежде всего к своим правительствам, сегодня работающим не на прекращение, а на эскалацию конфликта. Но сколько людей должно погибнуть на юго-востоке, чтобы правду стало невозможно скрывать? Десять тысяч? Двадцать? Об этом знают только в Киеве - ведь администрация США наверняка обозначила своим подопечным максимальную приемлемую цифру.
http://www.kp.ru/daily/26273.7/3150152/