Часть ПЕРВАЯ -
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/541.htmlЧасть ВТОРАЯ -
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/962.html =========
Часть ТРЕТЬЯ:
ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ
К.ЛАРИНА: Кому мы говорим спасибо?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Светлане Усачевой, хранителю. Она нам рассказала о портрете Гоголя.
К.ЛАРИНА: А нам в это время принесли еще победителей, еще троих, которые тоже получают билеты в Третьяковку. Это: Ульяна, Александр, Игорь.
Продолжаем? Пожалуйста, Людмила. Про "Поцелуй" еще скажем чуть-чуть, уж больно симпатичная картинка. (См
http://hran-ross-nemcy.livejournal.com/1778.html - ЛЕ)
Л.МАРКИНА: Да, да. Потому что это вторая, может быть, после Гоголя, а при жизни художника это была первая картина, которая принесла ему такую славу.
Это картина так называемого "итальянского жанра", в духе Брюллова. Известные работы Брюллова: "Итальянский полдень", "Итальянское утро". Поэтому, конечно, как ученик Брюллова, он создает это произведение. Но навеяно оно, безусловно, и такими личными мотивами, потому что натурщица, эта очаровательная итальянка, это Амалия Ловандини, в доме которой поселился художник на улице Систино, тогда Феличе, недалеко от испанской лестницы. Художник нашел квартиру и мастерскую в доме горбуньи, у которой было несколько очаровательных дочерей. Вот одна из них стала натурщицей и возлюбленной художника.
К.БАСИЛАШВИЛИ: И потом эта горбунья посылала письма-доносы на имя чуть ли не императора.
Л.МАРКИНА: Сначала она передавала, конечно, Кривцову, это был начальник над русскими художниками в Риме. И затем - Фертриго, потому что Амалия ждала ребенка. И даже родился ребенок. И там, надо вам сказать, это была довольно частая такая ситуация среди русских художников. Одни из них женились. Да, Лапченко, Виттория Кальдоне, знаменитая, скульптор Пименов, который должен был тоже покинуть Италию, потому что с католичкой: она не вступала в православие. Тогда там Иванов еще иронизировал по этому поводу в письмах. Ну, и так далее. Примеров было масса.
К.ЛАРИНА: И чем это кончилось?
Л.МАРКИНА: Когда родился ребенок, и Моллер даже признал как бы его, но тут вмешался Иванов, который заставил бежать буквально в 24 часа художника, снабдил его теми деньгами, которые у него были, чтобы он не возвращался в мастерскую, дав ему шляпу свою, еще какие-то детали одежды.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А Иванову-то какая разница?
Л.МАРКИНА: Потому что они хотели, чтобы... Отчасти и Гоголь был посвящен в эту романтическую историю, - чтобы он не попал в лапы этой горбуньи страшной, чтобы он не смел жениться!
К.ЛАРИНА: И он никогда не видел ни ребенка, ни девушку?
Л.МАРКИНА: Он бежал в Петербург, некоторое время там отсиживался, и в это время ребенок умер младенцем. Амалия утешилась. Один из художников - Пимен Орлов, в частности, стал ее другим возлюбленным. Об этом бурная переписка у Иванова, Гоголя, так сказать, они все это обсуждают. Но и потом вскорости она тоже умерла. Вот такой был трагический конец этой любви.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Передо мной фотография, один из первых дагерротипов, 1845 год - "Русская колония в Риме". И здесь и художники, и скульпторы, сам Фёдор Моллер, в такой высокой шляпе, с широкими полями, с таким жестом пальцев, как Ван Дейк. И здесь же, в центре, между прочим, сам Николай Васильевич Гоголь. И вот, когда я гляжу на этого Николая Васильевича Гоголя, я сразу вспоминаю портрет Моллера, который, честно говоря, мне в детстве не очень нравился, потому что Николай Васильевич Гоголь мне всегда представлялся таким романтическим героем, с такими, какими-то длинными волосами, - ну другим. А здесь он какой-то прилизанный, зализанный, слишком уж аккуратный. А, однако же, похож оказывается на фотографии.
Л.МАРКИНА: Да, да. Но можно несколько слов я все-таки скажу об иконографии Гоголя?
Мы знаем несколько прижизненных изображений, ну, скажем, наверное, это мало известно - Венецианов сделал литографию 34 года, где Гоголь представлен, у него была совершенно другая прическа - как "Петушок", его называли: такой хохолок кудрявый, он был вполне такой щеголеватый. То есть, не такая была прическа, как обычно мы знаем.
Потом несколько работ рисунков художников-любителей. Тот же Коротыгин, известный россиист, который запечатлел Гоголя, когда он читал "Ревизора", Дмитриев-Мамонов, хотя он известный художник Московского училища живописи, ваяния и зодчества тоже пишет его во время чтения "Мёртвых душ".
Но есть и профессиональные портреты, и вот они появляются интересно: в 40 году.
Иванов Гоголя еще один портрет создает. Вот мне больше нравится не тот, который сейчас у нас в галерее, а вот первый портрет Гоголя, 40 года. Он тоже был куплен Павлом Михайловичем Третьяковым, об этом существует переписка, и при жизни Моллера, в 70-м году. И Моллер пишет, что "По Вашей просьбе, я ничего не буду делать с этим портретом - вот я его как написал с натуры", - тогда они, по-видимому, по окрестностям Рима прогуливались.
К.ЛАРИНА: Гоголь живой очень, да?
Л.МАРКИНА: Да, это натурный - и отсветы такого жаркого, закатного солнца, и этот портрет незаконченный, он в плаще. Замечательный, выразительный.
Но, к сожалению, этот портрет в 1930 году был передан в
музей Иваново-Вознесенска из Третьяковской галереи. И он сейчас в Ивановском музее, там находится.
К.ЛАРИНА: А как они в одной компании оказались?
Л.МАРКИНА: Все-таки, среди многих они выделялись.
Йордан пишет об этом в своих воспоминаниях.
Йордан, Иванов, они собирались, и Моллер потом к ним примкнул, собирались в квартире у Гоголя, тоже на улице Систино.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Гоголь периода "Мёртвых душ".
Л.МАРКИНА: Они пили чай, большей частью, не вино, вели философические беседы. Ну, Йордан немножко так тоже с иронией пишет: "Внимали каждому слову Гоголя", потому что особое отношение к писателю было со стороны Иванова. И вот именно этот, более такой тесный был кружок, близкий, кого допускал Гоголь к себе, в отличие от других художников, к которым он очень иронично тоже относился. Писал, что "эти русские писторы, которые проводят время большей частью в увеселениях, а не в творческой работе.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот в русской колонии много было людей - скульпторов, художников?
Л.МАРКИНА: Конечно, это особая страница. В 30 годы был такой негласный руководитель Брюллов, это было меньше. А вот в 40 годы - там насчитывают очень большое количество, ну я не знаю - по разным мнениям, то 20, я думаю, что даже 30 и подчас 40. Они же приезжали и уезжали.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Набирались мастерства.
Л.МАРКИНА: Ну, срок кончался. И так далее.
К.ЛАРИНА: Можно сказать, что они близко дружили с Гоголем Моллер?
Л.МАРКИНА: Моллер - да. Другие художники - нет. И Иванов, конечно, и Йордан. Поэтому, по сути, они, все Гоголя и писали - удостоились этой чести.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А вот миф это, или не миф: правда, что Гоголь именно с Моллера написал "Портрет", что он его взял как прототипа Чарткова, художника?
Л.МАРКИНА: А! Это не совсем так.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет?!
Л.МАРКИНА: Нет, я думаю, что нет. Категорически даже нет.
К.ЛАРИНА: А! "Портрет" ты имеешь в виду?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, да. Существует такой миф, что это именно Моллер прототип.
Л.МАРКИНА: Нет, нет, нет. Это писали те люди, которые не знали биографии Моллера. Говорили о том, что это дилетант, такой выскочка, и человек, жаждущий славы, модный художник, и так далее, и так далее. Это уже современное исследование опровергает.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А я можно прочитаю? Это утверждал Турчин, да? Итак, цитата:
"С целью придать еще более профессиональный, правдивый характер описанию работы портретиста, Гоголь решается на небывалый эксперимент: несмотря на то, что он не любил портретировать, он заказывает свой портрет Моллеру, полупрофессионалу, - как пишет Турчин, - полулюбителю, жившему тогда в Риме. Ничего не подозревавший Моллер, сам стал моделью для писателя. Став моделью, художники как бы поменялись своими местами".
Л.МАРКИНА: Ну, нет! У нас мало времени. Это очень сложный вопрос. Ведь было две редакции портрета - одна была в тридцатые годы, когда он работал в Петербурге, и потом - вот эта вторая редакция повести "Портрет". Тут связаны взаимоотношения, прежде всего, с Ивановым. Литературоведы с этим, так сказать, соприкасаются и не одну статью по этому поводу написали.
Но я бы вот еще раз подчеркнула, кстати, между прочим, еще один интересный факт: портрет 41 года Ивановский, который сейчас у нас на выставке, можно увидеть - он приехал из Русского музея, тот вариант, который Жуковскому написал Иванов, - "Гоголь в халате", а есть еще один портрет, у Погодина был вариант Ивановского портрета, и затем, он сейчас во Всесоюзном музее Пушкина находится.
Так вот, когда Погодин в "Москвитянине" опубликовал этот портрет, Гоголь разразился гневным письмом: "Почему меня в таком виде, в халате, я не давал разрешения на публикацию". И он очень трепетно относился к своим изображениям.
И вот очень интересно, потому что он действительно там, я сейчас не буду искать эту цитату, - пишет, что я не хочу, чтобы меня видели таким - в халате, лохматым, и так далее.
И, может быть, вот после этого он и попросил Моллера написать еще один, вот этот портрет, о котором сегодня мы говорим: более парадный. Вот почему он и стал хрестоматийным. То есть, таким, ну, как вам сказать? - официальным не хочется сказать, не совсем это слово. Но, во всяком случае, вы видите: он в сюртуке, в бархатной жилетке.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Золотая цепочка.
Л.МАРКИНА: Хотя это для маменьки, сначала был портрет для маменьки, опять же, не в халате, в неприбранном виде.
К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть, все со мной хорошо, все успешно.
Л.МАРКИНА: Да, вот он такой, в некоторых, кстати, воспоминаниях Гоголь предстает щеголем, франт просто такой.
И тоже, что важно, хотелось бы мне сказать - первый оригинал, собственно, для матери выполненный, до 1919 года был в семье Гоголей, а затем был передан в Полтавский музей. И во время Великой Отечественной войны портрет исчез. Где его местонахождение мы не знаем.
К.ЛАРИНА: Да что Вы?
Л.МАРКИНА: Да, но я все-таки думаю, что он не мог пропасть. Он где-то существует, и когда-нибудь он всплывет.
И вариант, подписанный Моллером, тот, что в Третьяковке, видите, оказалось Третьяков хорошо, что купил этот портрет в свое время, потому что он теперь единственный из существующих.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Но все-таки, какие разные были отзывы о Гоголе, потому что кто-то говорил, что он наоборот - был крайне небрежен в одежде. В воспоминаниях, что даже где-то осталось масляное пятно на обоях там, где сидел Гоголь, прислонившись головой к ним.
Л.МАРКИНА: Почему нет? А Гоголь периода своей болезни, когда его оборачивали в эти простыни и так далее, это же совсем другой человек, абсолютно - нервный, нервический.
К.ЛАРИНА: А как складывались их отношения? Ведь они дружили.
Л.МАРКИНА: Да, конечно, вот они дружили в Италии, это был самый интенсивный период.
К.ЛАРИНА: Да? А потом?
Л.МАРКИНА: Потом - Моллер встречался с Гоголем, когда он вернулся в Россию, в Петербург, и в Москве они встречались. Иногда пересекались - в Дрездене вдруг они встретились. Пишет Моллер Иванову: "Вот, представляете? - Раскрывается дверь, - я в Дрездене, ко мне входит, кто бы это? - это Николай Васильевич Гоголь". Понимаете? Как-то вот со временем все-таки все меньше и меньше, контактов было меньше.
И вот та дружба, тот пиетет, единение, которое было в начале сороковых годов, я думаю, что это был самый пик вот этих взаимоотношений.
К.ЛАРИНА: Давайте, чуть-чуть дальше пробежимся после портрета по жизни Моллера.
Л.МАРКИНА: Итак, мы видим, что в принципе Моллер реализовался в самых различных жанрах.
Прежде всего, это портретист, ученик Брюллова, это такие, - ну, как бы назвать их, - жанровые такие, своеобразные итальянизированные картины: "Татьяна, пишущая письмо Онегину", "Невеста с обручальным кольцом".
К.БАСИЛАШВИЛИ: В такой академической манере.
Л.МАРКИНА: Совершенно верно. И затем - колоссальное влияние Иванова. Моллер задумывает тоже свою грандиозную картину: "Иоанн Богослов проповедует на острове Патмосе". За нее он получил профессора.
К.ЛАРИНА: А вот с Христом, когда крест несет?
Л.МАРКИНА: А это более поздняя работа. Сначала вот этот цикл, посвященный Александру Невскому.
Вот теперь каждый раз, когда я вижу по телевизору, как наш президент выходит из Александровского зала, я вижу, конечно, эти шесть полотен кисти Моллера, которые были специально написаны.
И тоже интереснейшая история: эти работы, в советское время ведь зал перестал существовать. Там был знаменитый зал фигур и памятников Ленину, который мы знали.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А работы не убрали при этом?
Л.МАРКИНА: Убрали. Работы долгое время хранились на валу, в кремле, в запаснике. И в начале 90-х годов, когда родственники, потомки Моллера, здесь появились, в Москве, и мы ездили и смотрели, как реставрируют эти картины. Я никогда в жизни не думала, что наступит момент, и зал восстановят. Представляете? Это вообще потрясающе!
К.ЛАРИНА: Всё? В первозданном виде он сейчас?
Л.МАРКИНА: Да. Это было восстановлено. Картины отреставрированы. И они занимают сейчас свое первоначальное место, показывая нам, какой он был художник-монументалист.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Кстати, о потомках мне бы хотелось сказать.
Сейчас нас в Германии, в Берлине слушают потомки Моллера, его пра-пра-правнук.
Л.МАРКИНА: Действительно слушают?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, я знаю, наша коллега с Артивиай" предупредила. Это господин Фрайтаг фон Лорренхоффен, он был руководителем политического отдела посольства Германии в России. Но сейчас он опять в Германии, но, может быть, в скором будущем опять приедет.
Так что, с Россией связь не прерывалась.
Л.МАРКИНА: Так почему я начала писать эту книгу?
В конце восьмидесятых годов я получила из Мюнхена письмо с просьбой от потомка - это отец Арни.
У Моллера, который женился в 44 года на 16-летней Лонни фон Гюльбенштуббе, и прожил последние годы на острове Саарема, Эвель тогда его называли, старший его сын, у сына была дочь, и сын дочери, значит, правнук, обратился в Третьяковскую галерею с просьбой прислать фотографию произведений Моллера. Я ответила. И никогда, никогда не думала, что это будет иметь такие вот последствия.
А буквально через несколько месяцев получила стипендию, Советского Фонда культуры, поехала в Германию. В Мюнхене я встретилась с потомком Моллера. Он показал мне материалы, портрет семейный у него хранится. И это было толчком.
Затем, в начале 90-х годов, сына назначили сюда, он еще не возглавлял тогда политический отдел посольства, а просто приехал как один из сотрудников. И мы встретились. Ходили смотреть Александровские полотна, еще тогда они были в реставрации, и мы не предполагали, что когда-нибудь они будут развернуты и украшать.
Потом я ездила в Эстонию, на Саарема, на могилу художника, где он похоронен.
Я очень хотела бы, когда-нибудь, может быть, напишу книгу "Записки музейщика", когда столько историй, столько человеческих судеб переплетается в поисках той, или иной картины, в поисках судьбы того или иного художника. И я счастлива, что мы из забвения этого мастера достали, - так можно сказать.
К.ЛАРИНА: Это замечательная кода нашего сегодняшнего разговора, потому что мы должны еще пригласить вас на выставки, да, Ксюша?
К.БАСИЛАШВИЛИ: И, прежде всего, в Третьяковскую галерею.
К.ЛАРИНА: А книжку эту можно где-нибудь купить? - спрашивают наши слушатели. Это невозможно?
Л.МАРКИНА: К сожалению, она очень редкая, поскольку тысяча экземпляров. И в 2002 году была издана, увы!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Давайте, я все-таки скажу выходные данные.
Автор: Людмила Маркина "Живописец Фёдор Моллер". Издательство: "Памятники исторической мысли". Москва, 2002 год.
К.ЛАРИНА: Спасибо большое! Людмила Маркина, Ксения Басилашвили и Ксения Ларина.
Л.МАРКИНА: Спасибо. До свидания.
"ЭХО МОСКВЫ" РЕКОМЕНДУЕТ:
К.БАСИЛАШВИЛИ: Столицей современного искусства на
ближайший месяц объявлена Москва.
Первый частный музей открылся на Лубянке. Но сперва - в Третьяковскую галерею.
Итак, на Крымском валу еще успеете посмотреть выставку Александра Иванова. И не забывайте про старое здание - там тоже Иванов, но графика.
После второго марта в залах на Крымском вас ожидает культурный шок - новая выставка: "Топ-арт России и Китая" - дружба Москвы и Пекина вновь, судя по всему, окрепла. И теперь узы наших стран утвердят холстом и красками. Интересно, что и в далеком от демократии Китае тоже, оказывается, есть политическое искусство. Сравним с отечественным.
Кстати, выставка эта пройдет в рамках бейнали современного искусства. Она (род уже определн специалистами, как женский - бейнали), состоится в Москве во второй раз и будет отмечена громкими событиями: вас впервые запустят в уже отстроенную башню Федерацию в центре Москва-Сити, где на 21 этаже, на фоне грандиозных пейзажей развернется показ актуальных художников.
Оглядев столицу с птичьих высот, отправляйтесь в "Руины". - Так вполне официально называется выставочный зал музея архитектуры на Волхонке. Именно это пространство выбрала для своего проекта одна из лирически настроенных художниц современности Питуоти Рист. В Венеции два года назад она уложила на пол посетителей Собора, и они с удовольствием смотрели на куполе видеопроекции фантастических джунглей и цветов.
Для более полной информации по выставкам бейнали, - а их более двадцати, советую обратиться в Информационный центр. Он откроется первого марта в здании ЦУМа.
Кстати, в этом московском магазине тоже нашлось место выставкам - вкус модниц будут повышать американские видеохудожники. Расписание есть и на официальном сайте в Интернете.
И еще: первый в новой России частный общедоступный художественный музей открылся в Москве.
Свою коллекцию решили сделать доступной супруги Семенихины Екатерина и Владимир.
Фонд, а теперь еще и музей, так и называется - "Екатерина".
Вы его найдете на улице Большая Лубянка. А внутри - картины последних десятилетий, и видео, и скульптура "Тениссистка" Олега Кулика, и произведения русских авангардистов начала века.
Ну что ж, когда-то сбором самого актуального в свою коллекцию занимался купец Третьяков. Посмотрим через 100 лет!
Полная версия: http://echo.msk.ru/programs/tretiakovka/49857/© 2004 - 2008,
Радиостанция «Эхо Москвы», http://echo.msk.ru/