Не так давно мы с семьей поехали в Тулу, там у нас и дача недалеко, почему бы и нет? По Туле правда мы особо не погуляли, но думаю в следующий раз еще заедем, на обратном пути мы увидели табличку на чью-то усадьбу и не долго думая свернули по указателю. И действительно нами была обнаружена усадьба, как оказалась она принадлежала А. С. Хомякову. Главной особенностью и достопримечательностью усадьбы является клон кампанилы Сан Марко.
Про усадьбу Хомяковых или усадьбу Богучарова я до недавнего времени ничего не знал. Я знал только про поселок Хомяково, расположенный примерно в этой же местности. Мне почему-то и казалось, что это село связано с именем Алексея Степановича.
При въезде вас встречает храм Сретения Господня и красивая колокольня.
Богучарово для России - это даже не точка на карте, а молекула на карте. А вот Богучарово для Тулы - это уже звучит весомее.
В школе по истории и по литературе мы проходили (кто-то сейчас проходит, а кто-то только будет проходить) про то, что примерно в 30-е годы 19 века общество начало раскалываться на два мировоззренческих лагеря. Они считали, что Россия должна развиваться по западным сценариям, сторонников этой точки зрения называли западниками. Другие считали, что у России свой уникальный путь, который не должен пересекаться с западным, и вообще Россия должна сохранить свою самобытность и уникальность. Тех, кто думал так, называли славянофилами. Вот как раз Алексей Степанович Хомяков - ярый славянофил. Если набрать в любом поисковике "кто такие западники и славянофилы", то среди славянофилов фамилия Хомякова А. С. будет стоять на самом первом месте.
Дом не просто уникален, а уникален из ряда вон. Где вы еще видели музей, в котором живут обычные люди? В какой усадьбе вы такое встретите? Ну может такое еще где и встречается. Но почему здесь так? Почему не весь дом - нормальный музей?
Дело в том, что этот старый барский дом после революции 1917 года, как и большинство недвижимого имущества зажиточных землевладельцев, новые власти отобрали у хозяев и переделали под свои нужды. Долгое время дом был и складом, и почтой, и еще бог весть чем, пока не стал в конце концов жилым домом. Но в 90-е (в лихие девяностые) часть дома удалось освободить от жильцов (не лихими методами, конечно же и организовать там музей, посвященный его бывшим владельцам.
Перед входом в музейную часть барского дома стоят старые вазоны, косметический ремонт придает зданию снаружи вполне презентабельный вид. В целом вся усадьба не производит впечатления объекта, которому уделяется большое внимание со стороны властей. Усадьба входит в музейное объединение "Тульский историко-архитектурный музей", изобильного финансирования ждать неоткуда. Но при всем при этом усадьба работает, принимает посетителей, а даже поговаривают, что сами местные жители-соседи помогают хотя бы в уборке территории (в одном месте помогают, в другом вредят).
А жизнь идет. Свет горит, газ вроде как есть, вода, правда, в колонке и туалет на улице, ну ничего, терпимо. Мечты о том, что власти наконец-то переселят жильцов в более приличные условия, а весь дом перейдет к музею - это пока мечты из разряда далеких и несбыточных.
Заходить в музей у меня увы не было времени, но думаю как-нибудь снова заеду, благо от дачи ехать минут 15.
Сам Алексей Степанович родился в Москве в 1804 году. И до 1815 года семья там и жила, но на лето все перебирались в тульскую усадьбу в Богучарово. Прекрасное домашнее образование было получено во многом благодаря матери. В 1822 году он поступает на военную службу, через три года уходит в отставку и уезжает в Париж. Там он занимается живописью, архитектурой, пишет историческую драму "Ермак". Потом отправляется воевать на Русско-турецкой войне, а после заключения мира спокойно уходит в отставку и занимается хозяйством в своих многочисленных имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.
Алексей Степанович был поэтом, писателем, и художником (непрофессиональный, но все-таки), и мыслителем, и философом, и инженером, и изобретателем, и великолепный управленец (как помещик). Бывают же такие люди, талантливые во всем, причем во всех своих начинаниях они добиваются успеха. Но в историю Хомяков вошел как ярый проповедник славянофильской доктрины, причем в самых различных областях.
Обязательно приеду сюда еще раз, зайду внутрь, в храм и погуляю по парку, вот такие порой интересные места находишь чисто случайно.