Паломничество «Монастырский круг» с мотоклубом «Ночные Волки». День 5 - Троице-Сергиева Лавра

Jul 31, 2017 12:20



Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. [Ин. 15:13]
Мотоциклетное паломничество « Монастырский круг» стартовало накануне празднования дня памяти святого великомученика воина Георгий Победоносца и завершилось в День Победы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. В Сергиевом Посаде проходили торжественные мероприятия, посвященные празднованию 72-годовщины Великой Победы над фашизмом. Ночные Волки возложили цветы к Вечному Огню у мемориала Славы, после чего в Троице-Сергиевой Лавре помолились о всех павших в годы Великой Отечественных Войны.




Пасха - праздник Исхода, праздник Освобождения и Победы, Победы Жизни над смертью. В 1945 году Пасхальное Воскресение пришлось на 6 мая - день памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Святой Георгий был воином и считается покровителем воинства. Изображение Георгия Победоносца, восседающего на белом коне и пронзающего копьем змия, символизирует победу над диаволом - «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). И не случайно Победа над фашизмом совершилась в Пасхальные дни - в дни победы Жизни над смертью.
2.


3.


4.



«Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого Поста. В Лазареву субботу 28 апреля была взята известная своими пытками берлинская тюрьма «Моабит». <…> В этот день войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.
5.



30 апреля настал Великий понедельник, когда бесплодной смоковнице было сказано «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» - и она тотчас иссохла (Мф. 21:19). В тот день покончил с собой Адольф Гитлер. Но бои продолжались еще два дня, и тишина в Берлине настала лишь к Великому четвергу. К этому времени в целом завершились столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая сдача в плен. Победоносные войска выходили на линию соприкосновения с союзниками. Предпасхальным вечером 5 мая начальник штаба союзников У.Б. Смит передал немецкому представителю Фридебургу требование генерала Эйзенхауэра о повсеместной капитуляции как на западе, так и на востоке.
6.


7.



6 мая наступила православная Пасха. В освобожденном за неделю до того концлагере Дахау пасхальное богослужение по памяти совершали греческие и сербские священники, надевшие самодельные облачения на свои полосатые робы… Тем временем немецкое командование начало переговоры о полной капитуляции. В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт был подписан. Через двое суток по требованию советского командования он был продублирован в Берлине с участием официального представителя СССР маршала Георгия Жукова.
8.



День Победы праздновался 9 мая в Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся. Первым из них был пророк Моисей, узревший на Синае Неопалимую купину и получивший откровение о грядущем освобождении своего народа. Откровение о Победе, Исходе, о Пасхе». (Федор Гайда, Источник)
9.



В Пасхальном послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия I от 6 мая 1945 года говорилось: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать тёмные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой».
10.



Накануне Пасхального Воскресения1945 года над поверженным Рейхстагом Алексеем Берестом, Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария было водружено штурмовое знамя 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии как живое свидетельство великого подвига всего русского народа, до последней капли крови сражавшегося с фашистскими захватчиками, трудившими в тылу и вымолившего Победу у Спасителя.

В Светлую Среду, 9 мая 1945 года, в 0:43 в Берлине главнокомандующими Советского Союза, союзных сил (Британия-США) и Германии была подписана окончательная капитуляция Германии. Милость Божию была одержана Великая Победа Жизни над смертью.
11.



Почтив память всех положивших свои жизни за Родину в годы Великой Отечественной Войны, паломники отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где для них провели экскурсию и рассказали о значимых вехах в летописи обители.
12.



В 40-х годах XIV века на холме Маковец образовался Троицкий монастырь. Это живописной место в окружении некогда дремучих лесов выбрал преподобный Сергий Радонежский, чтобы провести всю свою жизни в молитве и покаянии.
13.



Будущий великий Чудотворец Игумен земли Русской, отрок Варфоломей родился в семье праведных Кирилла и Марии. Родители воспитывали детей в благочестии и любви к Богу. Еще будучи во чреве матери отрок Варфоломей явил чудо, по которому многие засвидетельствовали , что велико будет сие чадо перед Господом. Во время службы Мария, носящая под сердцем Варфоломея, стояла по обычаю в приходе храма. И вдруг ребенок, находившийся еще во чреве ее, трижды огласил храм криком: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и на возглас священника «Святая святым».
14.



Будучи младенцем Варфоломей уже постился. Он отказывался от молока матери по средам и пятницам, если Мария в эти дни ели мясную пищу. Таким образом, чадо приучило родителей к соблюдению поста и впоследствии полному отказу от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея вместе с братьями отправили учиться, но мальчику тяжело давалось изучение грамоты.
15.



Однажды Господь послал мальчику Ангела в обличии старца. Исполняя отцовское поручение, Варфоломей отправился на поле за лошадьми. По пути он встретил старца. Мальчик дождался окончания молитвы инока и обратился к нему за благословением. Старец вопросил, каково есть самое большое желание Варфоломея, и юноша ответил, что очень хотел бы научиться читать и овладеть грамотой. Старец помолился, достал сосуд и протянул отроку просфору со словами: «Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания». Варфоломей пригласил инока домой, где отче после чтения Псалтири - «пищи духовной» - и трапезы, сказал Кириллу и Марии пророческие слова: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа».

16. Памятник родителям преподобного Сергия Радонежского, преподобным Кириллу и Марии.



Варфоломей всем сердцем желал посвятить свою жизнь смиренному служению Господу, но по просьбе родителей оставался при них до их представления. Последние свои земные дни преподобные Кирилл и Мария провели в Покровском Хотьковом монастыре. После того, как Господь призвал благочестивых родителей преподобного, Варфоломей в течение 40 дней молился об упокоении их душ, после чего вместе со старшим братом Стефаном удалились из Хотькова монастыря в густые леса, чтобы найти уединенное место для молитвенного подвига и служения Господу Богу.
17.


18.



Через некоторое время Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, с еще большим усердием стал предаваться посту и молитве. Вскоре игумен близлежащего монастыря Митрофан осуществил давнее желание юноши и постриг его в монашество с именем Сергий.
19.



Место пустынножительства инока недолго оставалось уединенным и сокрытым от людских глаз. Молва о мудром подвижнике быстро распространялась в народе, и в скором времени к холму Маковец стало приходить все больше нуждающихся в молитвенной помощью и духовном совете. Так постепенно образовался Троицким монастырь, чьим первым игуменом стал преподобный Сергий.
20.



Во время экскурсии к паломникам подошел добрый старец, который угостил самых юных паломников спелыми яблоками.
21.



Никита и Серафим с радостью приняли дар доброго батюшки.
22.


23.


24.



Троицкий собор - главный и древнейший храм обители. Он построен преподобным Никоном в 1422-1423 гг. на месте деревянной церкви в честь Живоначальной Троицы. Строительство осуществлялось при содействии святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который почитал преподобного Сергия и не единожды приходил к нему за благословением, мудрым советом и духовной помощью. Иконы для иконостаса собора были написаны артелью мастеров под руководством прп. Андрея Рублева и Даниила Черного по заказу преподобного Никона Радонежского. Знаменитая «Троица» Андрея Рублева, которая с приходом богоборческой власти в начале 20 века была перемещена в Третьяковскую галерею, была главной храмовой иконой.

25. Троицкий собор



Троицкий собор был любим монархами и простыми верующими. В 1510 году, после победы над новгородцами и суздальцами, великий князь московский Василий III приказал покрыть купол храма железом и на праздник Троицы «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В 1556 году великий князь Иван IV Грозный молился у мощей преподобного Сергия перед крымским походом, а затем «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Около 1720 года была позолочена вся кровля собора. В Троицком соборе находится главная святыня монастыря - мощи преподобного Сергия Радонежского. Рядом с ракой с мощами преподобного расположен вход в «сокровищницу» обители - Серапионову палату и придел в честь преподобного Никона Радонежского.

26. Троицкий собор



Серапионова палата построена на месте кельи преподобного Сергия в 16 веке. Здесь хранятся частички мощей многих святых, десница первомученика архидьякона Стефана, мощи Вифлеемского младенца, частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, крест-мощевик Сергия Радонежского и многие другие святыни. Именно здесь в 1385 году преподобному Сергию во время ночной молитвы явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Она сказала кроткому угоднику Божию ему: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах».

Стать свидетелем этого чудесного явления был удостоин преподобный Михей - ученик и келейник первого игумена Радонежского. Он находился подле своего учителя, когда явилась Царица Небесная. В 1732 году над местом его погребения была выстроена Михеевская церковь - самый маленький по размерам храм в обители.

27. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь)



Никоновский придел (1623 г.) Троицкого храма построен над место могилы преподобного Никона - верного ученика и преемника Сергия Радонежского. Сейчас здесь покоятся честные мощи преподобного Никона, частица камня от гроба Господня, чтимый список иконы Божией Матери «Скоропослушница» и другие святыни.

Паломники написали записки, поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского, помолились святым угодникам Божиим в Серапионовой палате и Никоновом приделе, после чего экскурсия продолжилась.
28.



Колокольня Троице-Сергиевой Лавры строилась с 1741 по 1770 г. под руководством архитектора И.Ф. Мичурин. Старая звонница при этом была разобрана. В 1784 году тульский мастер Иван Кобылин Большой изготовил для колокольни башенные часы с курантами. Часы исправно работали на протяжении 120 лет, и только в 1905 году был заменен их механизм.

Высота колокольни Троице-Сергиевой лавры составляет 88 метров. Это не самая высокая колокольня в Московской области, но ее высота превышает высоту колоколен Ивана Великого в Кремле и Московского Новодевичьего монастыря. На звоннице сначала было подвешено 42 колокола, а потом их число увеличилось до 50. Царь-колокол весом в 65 тонн был самым большим в России после двух кремлевских.

29. Монастырская колокольня



Долгие годы колокола своим звоном оглашали округу и призывали верующих на богослужения. Многие паломники со всей земли Русской приезжали в обитель любимого батюшки Сергия, чтобы помолиться, обрести утешение своим печалям или поблагодарить Всевышнего за бесконечную Милость к нам грешным. Но трагическая участь постигла обитель, как и другие многие другие монастыри и храмы, после свершившейся революции 1917 года. Богоборцы пришли в дом Божий, надругались над святынями, разогнали верующих, и на долгие десятилетия смолк радостный звон колоколов. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов за исключением некоторых наиболее древних. Верующие со слезами на глазах смотрели, как со звонницы исчезают древние колокола. Но по Милости Божией пора безбожья закончилась и наступила оттепель. Реставрация колокольни началась в 1999 году.

30.


31.



Успенский собор построен в 1585 году по распоряжению царя Иоанна Грозного. Главная святыня храма - деревянная рака, в которой находились мощи преподобного Сергия до 1585 года.
В 1585 году гроб преподобного был перенесен из Троицкого собора в Успенский, его честные мощи остались покоиться в Троицком соборе, где были переложены в серебряную золоченую раку.

32. Успенский собор и часовня с кладезем


33.



До 1780 г. Успенский собор имел западную, крытую сводом паперть, где был погребен царь Борис Годунов с семьей. После замены паперти существующим крыльцом над гробницами была сооружена каменная шатровая палатка. В 1880-1881 гг. под зданием собора вырыт сводчатый подвал-крипта (ныне храм Всех Святых). В крипте погребены митрополит Московский и Коломенский Леонтий (1822-1893), митрополит Московский и Коломенский Сергий (1820-1898), Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (1877-1970), Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (1910-1990).

34.


35.


36.


37.



Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой построена в 1692 году. Красивый храм появился в обители ко дню 300-летия преставления Преподобного Сергия по указу царствующих братьев Иоанна V и Петра I Алексеевичей и с благословения Патриарха Иоакима. В последствие церковь неоднократно украшалась и поновлялась.

38. Михеевская церковь и Церковь преподобного Сергия Радонежского с Трапезной палатой



Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи построена в 1699 году на месте, где прежде находилась надвратная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Престол Сергиевского храма был перенесен в отстроенную в 1692 году новую церковь с Трапезной палатой, а над бывшими Святыми вратами на средства купца и мецената Г.Д. Строганова был возведен храм в честь Иоанна Крестителя.

39. Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи



40. Надвратный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи



41. Часовня с кладезем и церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов



Строительство второго каменного храма монастыря - церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов - завершилось к 1477 году. Она расположена на месте более ранней деревянной Троицкой церкви, поставленной игуменом Никоном около 1412 г. при восстановлении разоренного во время набега хана Едигея монастыря. Храм строился псковскими мастерами по образцу Троицкого храма, но его отличительной стало уникальное для Москвы сочетание храма и звонницы - «церковь иже под колоколы». Такой прием был характерен для псковских и новгородских церквей, в которых в колокола звонили с земли с помощью помощи веревок и деревянных рычагов, прикрепленных к балкам. Такой способ звона называется еще очапным, и до сих пор применяется в Псково-Печерском монастыре.

До революции 1917 года к северному фасаду Духовской церкви примыкала небольшая каменная часовня над могилой Максима Грека, а с юга - придел во имя Праведного Филарета, в котором в 1867 году был погребен митрополит Московский и настоятель Лавры святитель Филарет (Дроздов). К 40-м годам XX века пристройки к Духовской церкви были разобраны. Сейчас в храме находится надгробие митрополита Московского Платона (Левшина).

42. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов



43. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких



Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии была построена к 1753 на месте братской поварни. Этому предшествовало чудесное явление в 1730 году каменной иконы Одигитрия. Один из монастырских псаломщиков страдал иссохшими руками, и однажды во сне ему было послано видение чудотворного образа. Обретя икону, псаломщик излечился от своей немощи. После засвидетельствования врачами чуда исцеления императрица Анна Иоанновна приказала на месте монастырской поварни возвести церковь в честь чудотворной иконы.

44. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии



«Любовью и единением спасемся», - говорил преподобный Сергий Радонежский. Ему выпала великая доля стать Собирателем земель Русских и примирителем князей. Сотни верст проходил преподобный, чтобы увещевать поссорившихся князей. Всячески стремился он возродить в их сердцах братскую любовь и обратить человеческие души к Богу. Никакую борьбу за мирские блага - ни за земли, ни за владения, ни за славу земную - не одобрял великий угодник Божий. Единственной битвой, которую благословил преподобный, провожая на Куликово поле великого князя Димитрий Донского и отправляя с ним двух своих птенцов - воинов Христовых Александра Пересвета и Андрея Ослябю, стало сражение за веру православную.

«Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш.» (Тропарь преподобному Сергию Радонежскому).

Примечательно, что, в ходе паломничества по древним монастырям Московской области мотоциклисты в каждой обители вспоминали истинных воинов Христовых разных эпох. Святой великомученик Георгий Победоносец, Спиридон Тримифунтский, Моисей Угрин, преподобный Кукша, святой благоверный князь Димитрий Донской, преподобный Давид Серпуховской, преподобный Сергий Радонежский и его многие великие ученики, подвижники благочестия, Оптинские старцы, святой воин Феодор Ушаков, святые Царственные Страстотерпцы, новомученики и исповедники Российские и герои, павшие в бою за Родину в годы ВОВ - есть верные солдаты многочисленного воинства Христова. Символично, что одной из связующей мыслью паломничества, завершившего в День Победы, стала Победа  - Победа Духа, победа жизни над смертью, любви над ненавистью, добра над злом, которая одеживается именем Господа Бога. А путь ко Христу и жизнь вечную в Царствии Небесном лежит через покаяние, молитву и упование на Спасительную Помощь Всевышнего и Пресвятой Богородицы.  Божиим Промыслом и Милостью в Великой Отечественной Войне Россия была спасена, и потому на всех нас лежит огромная ответственность, чтобы не потерять, не уничтожить то, за что до последней капли крови сражались наши деды.

45.



Огромное сердечное спасибо мотоклубу «Ночные Волки», Федерации мототуризма России и всем участникам паломничества за возможность приобщиться к святыням древних монастырей и ту духовную пищу, которой на протяжении всех дней паломничества по Милости Божией нас щедро кормили в святых обителях, умягчая наши сердца и укрепляя веру. Спаси вас Бог!

«Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…» (преподобный Сергий Радонежский)

Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":

1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь
4. Серпухов. Высоцкий монастырь
5. Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
6. Коломна. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь
7. c. Куровское. Гуслицкий Спасо-Преображенский монастырь
8. Авдотьино, Николо-Берлюковская пустынь

монастыри, Московская область, Сергиево-Посадский район

Previous post Next post
Up