Паломничество «Монастырский круг» с мотоклубом «Ночные Волки». День 3 - Старо-Голутвин монастырь

Jul 18, 2017 15:24


Несколько часов проникновенной беседы с игуменией Свято-Троицкого Ново-Голутвина женского монастыря пролетели за один миг. Казалось, мы только познакомились с матушкой Ксенией (Зайцевой), и наши сердца едва приготовились, чтобы слушать и слышать, а часовая стрелка уже совершила два полных оборота. Еще столько всего хотелось спросить, обсудить, и совершенно не хотелось расставаться, но все же нужно было прощаться и отправляться в путь, так как в другой обители паломников уже ждали.




Ново-Голутвин монастырь, который мотоциклисты посетили в третий день паломничества «Монастырский круг», в сравнении с другими Коломенскими обителями считается молодым. Начало иноческой жизни в нем положила братия Богоявленского Голутвинского монастыря во главе с архимандритом Варлаамом, которая в 1800 году по решению митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) была переведена в новую обитель. Именно в Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь мотоциклисты и отправились из Коломенского Кремля.


2.



Братия радушно встретила Ночных Волков. В паломнической группе были и те, кто уже не в первый раз приезжает в обитель. Насельники радовались, узнавая среди паломников давних друзей, и тепло их приветствовали. С дороги мотоциклистов первым делом пригласили в трапезную, где на столах их уже ждал вкуснейший домашний обед и чай с монастырскими пирожками. Подкрепившись и произнеся благодарственную молитву, мотоциклисты поспешили в Богоявленский собор. Вот-вот должно было начаться Всенощное бдение, на которое не хотелось опаздывать.

3. Богоявленский собор и храм в честь преподобного Сергия Радонежского



После богослужения с паломниками пообщался игумен монастыря отец Варлаам. Ночные Волки, соблюдая добрую традицию иконодарения, передали в дар храму икону святого великомученика Георгия Победоносца.

4. С игуменом о. Варлаамом в Богоявленском соборе


5.



Отец Варлаам расспросил мотоциклистов о маршруте и первых днях паломничества, напутствовал добрым словом и благословил в дальнейший путь. После вечерней службы паломники еще на некоторое время задержались в храме, чтобы помолиться перед иконой святого преподобного Григория Голутвинского и честными мощами священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского. После этого мотоциклисты отправились в уютную паломническую гостиницу, где остались на ночлег.
6.



7. У святых мощей священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского



8. У святых мощей священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского


9.



Устроенный на месте слияния рек Москвы и Оки Богоявленский Старо-Голутвин монастырь является второй по старшинству обителью в Коломне. Есть несколько версий о возможной дате основания монастыря. По записи в житии преподобного Сергия, составленного Епифанием Премудрым, началом летописи обители принято считать 1385 год. О том, как появилось название места, на котором был основан монастырь, тоже существует несколько предположений. Одно из них гласит, что слово «Голутвин» произошло от «голудбы», т.е. бедняков и разбойников, населявших здешние места. По другому мнению, термин «голутва», который мог дать название монастырю и округе, означает место вырубки. Некогда на месте обители шумел густой лес. После вырубки деревьев, образовалась «голутва», т.е. поляна, на которой впоследствии и был устроен монастырь.

10. Памятник преподобному Сергию Радонежскому, благословившему основание Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в 1385 году.



Боголюбивый князь Димитрий Иоаннович Донской после знаменательной победы над ордынским полчищем на Куликовом поле возжелал устроить обитель, дабы иноки ее и все приходящие на богомолье люди изо дня в день славили Имя Божие. Крепка была вера наших предков и жил в их сердцах Страх Божий. А потому не просто молили они Господа Бога о разного рода благах или помощи, но всегда благодарили Всевышнего, Царицу Небесную и всех святых покровителей, памятуя о том, чьей Силой и Милостью на самом деле была одержана победа или получено избавление от бед и тягот. Много таких обетных обителей и храмов появилось на земле Русской, и все они есть живые свидетельства искренней веры христианской и Великой Силы Всевышнего.

11.



Великий князь Димитрий Иоаннович обратился за благословением и молитвенной помощью в устроении новой обители к преподобному Сергию Радонежскому. Смиренный Игумен земли Русской по своему обыкновению пешком отправился из Лавры в Коломну. Преподобный осмотрел и благословил место, которое князь выбрал для будущего монастыря, и, помолившись Спасителю и Царице Небесной, он заложил основание будущего храма в честь Богоявления Господня.

12. Памятник преподобному Сергию Радонежскому, благословившему основание Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в 1385 году.



Великий князь Димитрий Донской пожертвовал монастырю икону Богоявления в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями, которая находилась в его моленной. В XVII веке первый храм был перестроен, но сохранившиеся до наших дней части его фундамента и цоколя, которых некогда касались руки великого угодника Божия, вызывают у приходящих в обитель паломников благоговейные чувства. Эти фрагменты каменной кладки, называемые в народе «камушками Преподобного», с почитанием хранятся сейчас в подклете Богоявленского собора.

13. Богоявленский собор


14.



Преклонявшийся перед духовной мудростью преподобного Сергия князь попросил Троицкого игумена, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор Сергия Радонежского пал на «священноинока Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей», которого вскоре возвели в сан игумена Богоявленской обители. Благословляя Григория, преподобный вручил ему свой игуменский жезл, с которым несколькими годами ранее встречал князя Димитрия Иоанновича после Куликовской битвы. Этот жезл из черного дуба сберегался братией вплоть до закрытия обители в начале XX века. Как величайшие святыни хранила братия аналойный крест преподобного Сергия и его ризы из простой материи, подаренные кротким старцем новой обители. В лихолетье эти святыни бесследно исчезли, но так как сведений об их уничтожении нет, еще теплится надежда, что однажды по милости Божией они будут вновь обретены.

15. В иконостасе Богоявленского собора: святые благоверные князья Владимир Храбрый и Димитрий Донской, преподобный Григорий Голутвинский, Пресвятая Богородица



Со временем преподобный Григорий стал Коломенским архимандритом, под началом которого находилось четыре святых обители. Около 1405 года первый игумен Богоявленской обители мирно отошел ко Господу. Его тело братия погребла под алтарем Богоявленского храма Старо-Голутвина монастыря.

16. Икона прп. Григория Голутвинского и его надгробие в Богоявленском соборе



От нас сокрыто, откуда родом был преподобный Григорий, и как была устроена его жизнь в миру до принятия ангельского чина. Неизвестно и то, как и когда он начал подвизаться под мудрым духовным руководством преподобного Сергия Радонежского. Но то, что Игумен земли Русской выбрал его из своей братии для руководства новым монастырем, свидетельствует нам о духовной чистоте и опытности преподобного Григория. Преподобный отче Григорие, моли Бога о нас!

17. Икона прп. Григория Голутвинского и его надгробие в Богоявленском соборе



С именем преподобного Сергия Радонежского связано и происхождение монастырского источника. На просьбу братии указать им место для будущего колодца, преподобный ударил своим посохом в землю, и тотчас в том месте забил источник.

18.



Вплоть до XVII века обитель процветала и благоустраивалась. Постепенно увеличивалась численность братии. Высокая духовная, подвижническая жизнь монашествующих привлекала в обитель все больше паломников и щедрых благотворителей. Примерно во второй четверти XV столетия рядом с Богоявленским собором была построена теплая каменная церковь в честь святого основателя Старо-Голутвина монастыря - преподобного Сергия Радонежского. При храме устроили братскую трапезную с хлебодарней. В это время обитель имела обширные земельные угодья и подворья не только в Коломне, но и в Москве. Так называемая Голутвина слобода, память о которой сохранилась в названиях трех Голутвинских переулков в столице, была одной из вотчин Старо-Голутвинского монастыря.

Особым сокровищем считалась монастырская библиотека, в которой были собрана ценнейшая духовная литература.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи, но XVIII век стал временем резких перемен в его судьбе. С 1707 г. в монастыре была учреждена архимандрия, что позволило возводить настоятелей в высокий сан архимандрита. Постепенно росло благосостояние монастыря, благодаря чему поновлялись ветхие храмы и благоустраивалась обитель. В 1697 году за критику реформ Петра I в Старо-Голутвин был сослан настоятель Андреевского монастыря о. Авраамий. На средства ссыльного игумена был перестроен древний Богоявленский собор. Постепенно появилась новая монастырская ограда, над Святыми вратами была возведена колокольня. После указа 1764 года о секуляризации церковных земель, монастырь лишился своих вотчин и стал штатным монастырем II-го класса.

19. Колокольня с надвратной Введенской церковью



20.



По указу императрицы Екатерины Великой, посетившей Коломну в 1775 году, придворный архитектор Ф.М. Казаков спроектировал красивую монастырскую ограду с шестью башнями в псевдоготическом стиле.

21. Фрагмент монастырской ограды, спроектированной в XVIII веке придворным архитектором Ф.М. Казаковым



22.



1799 год внес большие перемены в устройство церковной жизни в Коломне. Согласно указу императора Павла I Коломенская епархия была упразднена, а архиерей переведен в Тулу. На месте бывшей архиерейской резиденции был основан Ново-Голутвин монастырь, в который митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) в 1800 году перевел часть братии из Богоявленского Голутвинского монастыря. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов богослужения совершал приходской священник.

Чтобы не допустить угасания монашеской жизни в древней обители, митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) решил объединить Старо-Голутвин монастырь с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем. Для налаживания дел в новоустроенный Бобренево-Голутвин монастырь был назначен иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), с которым перешло еще шесть человек братии.

Вместе с возрождением духовной жизни в обители развернулись большие хозяйственные работы. Благодаря трудам о. Самуила был поновлен Богоявленский собор, в колокольне устроили надвратную церковь в честь церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

23. Богоявленский собор и храм в честь преподобного Сергия Радонежского



24. Колокольня с надвратной Введенской церковью



В это же время началось возведение келейных корпусов и гостиницы. К Сергиевскому храму были пристроены приделы в честь Николая Угодника и Тихвинской иконы Божией матери. Дела по благоустройству обители продолжил преемник о. Самуила - игумен Назарий. При Старо-Голутвинском монастыре появилась школа для крестьянских детей. В гостеприимной обители находили ночлег и пропитание многие странники, паломники, бедняки и нуждающиеся.

25. Храм в честь преподобного Сергия Радонежского



26.



В 1861 году при игумене Авраамии Старо-Голутвин монастырь, согласно указу императора Александра II, был отделен от Бобренева и вновь стал самостоятельным.

К началу XX века дв обители снова начался период упадка. Для возрождения духовной жизни в 1912 году Синод назначил настоятелем Старо-Голутвина монастыря Оптинского старца - схиархимандрита Варсонофия (Плеханкова).

«Как удастся устроиться мне здесь, не знаю. Конечно, ничего не совершается без воли Божией. Игумен здешнего монастыря - преподобный Сергий, его и посох находится в храме. Мне часто указывают, что день моего рождения 5-го июля, как раз преподобного Сергия. Может быть, он и позвал меня сюда, - такими словами воспринял преподобный Варсонофий распоряжение Синода. - Указ о моем назначении в Старо-Голутвин монастырь вышел впервые 6-го февраля с.г., как раз в день памяти преп. Варсонофия Великого. Святитель Варсонофий, имя которого я ношу, назван был в честь этого Преподобного, а потому Варсонофий является для меня как бы дедушкой. Так как назначение мое состоялось именно в этот день, то вижу волю Божию.»

Всего лишь один год мудрый отче Варсонофий окормлял братию Старо-Голутвина монастыря, но это короткое время стало одним из счастливейших периодов в многовековой истории обители. В 1913 году великий угодник Божий представился ко Господу. Проводить прозорливого старца пришла вся Коломна.

27.



Начало XX века черной тучей налетело на Церковь, страшной бурей разразилась революция, погубившая многие невинные жизни и на долгое время посеявшая смуту и пустоту в человеческих душах. Не Бог оставил человека, но человек отошел от Бога, самонадеянно отвернувшись от своего Отца.

28.



Летопись Старо-Голутвина монастыря отмечена и именами новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в лихолетье от богоборческой власти.

Священноисповедник Феодосий, епископ Коломенский (в миру Иван Федорович Ганицкий), родился 30 июля 1860 года в семье священника Феодора Ганицкого в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии. 17 апреля 1899 года в Крестовой церкви Таврического архиерейского дома он был пострижен в монашество. Спустя год он был назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. Во время Русско-Японской войны о. Феодосий отправился на Дальний Восток в качестве настоятеля походной церкви. По возвращении в Москву в 1905 году святой был награжден многими церковными и государственными наградами за усердие и труды, понесенные во время военных действий.

29. Рака со святыми мощами священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского



С 1909 по 1920 год игумен Феодосий стал настоятелем московского Златоустовского монастыря. После закрытия обители в 1920 году мудрого пастыря возвели в сан епископа Коломенского и Бронницкого, викария Московской епархии. С этого времени началось его служение в Коломне. С 1920 по 1929 годы епископ Феодосий претерпел несколько арестов. Ненавидевшие его за активную проповедническую деятельность и восстановление монашеской жизни богоборцы устроили постоянную слежку за епископом. По клеветническим показаниям о. Феодосия заключали сначала в Бутырскую тюрьму, а потом в Коломенскую. В 1930 году уволенный на покой епископ был приговорен к 5 годами ссылки на севере. Спустя три года ссылки, его освободили. Скончался священноисповедник Феодосий (Ганицкий) в 1937 году.

30. Рака со святыми мощами священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского



Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 г. Феодосий, епископ Коломенский и Бронницкий был причислен к лику святых в сонме новомучеников и исповедников Российских как священноисповедник. Память его празднуется в день кончины - 3 мая по новому стилю.

31. В Богоявленском соборе



С 1925 по 1929 годы наместником монастыря был преподобномученик Никон (Беляев). Архимандрит Никон (в миру Георгий Николаевич Беляев) родился 15 августа 1886 года в семье священника в селе Савельево Серпуховского уезда. В 1918 году он был рукоположен во священника. Активная проповедническая деятельность отца Георгия вызывала огромное возмущение местных властей. В 1921 году отца Георгия арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму. Там его приговорили к ссылке в Архангельскую область на неопределенный срок.

В 1925 году он вернулся на родину. В этом же году епископ Феодосий (Ганицкий)постриг отца Георгия в монашество с именем Никон и поставил наместником Старо-Голутвина монастыря. После закрытия обители в 1929 году, архимандрит Никон был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Его приговорили к трем годам заключения в Соловецком концлагере, а 9 августа 1932 года - еще к трем годам ссылки в Северный край.

По возвращении из ссылки отец Никон несколько лет служил сначала в храме Трех Святителей в селе Белоомут Луховицкого района, а затем был переведен во Власьевскую церковь в Волоколамске. В 1937 году архимандрит Никон был вновь арестован и помещен в Волоколамскую тюрьму. По приказу тройки НКВД он был расстрелян 10 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на Бутовском полигоне. 26 декабря 2003 г. архимандрит Никон (Беляев) был канонизирован. День памяти святого празднуется 10 декабря.

32. Перед иконой преподобномученика Никона (Беляева), Собором Новомучеников и исповедников Коломенских, иконой митрополита Коломенского Петра



"Надо стараться навыкнуть исполнять заповеди Христовы, чтобы не отречься от Него во время гонений. Страшное будет время антихриста.<...> Впрочем, не надо бояться наступления этого времени, надо страшиться только нарушать заповеди Господни, и Господь спасет нас по неизреченной Своей милости," - такие наставления всем любящим Христа говорил Оптинский старец Варсофоний, предсказывая гонения на христиан в XX веке.

Когда в 1929 г. голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. Многие святыни и церковные ценности были утеряны, безвозвратно исчез посох преподобного Сергия Радонежского. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода.

Накануне Великой Отечественной Войны в стенах древней обители размещался мотострелковый полк. Солдаты тренировались в стрельбе по мишеням, в качестве которых выступали кресты на куполах и древние фрески… В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

33.



34.



В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан центру социальных инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая - кузница, в соборе - склад, в Сергиевской церкви - спортзал.

35. Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста)



36. Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста)



В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. С этого началось возрождение обители. 18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
37.


38.


39.



16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского. Рака с мощами святого установлена для поклонения верующих в Богоявленском соборе.

40. Рака со святыми мощами священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского



Ночь паломники провели в уютной монастырской гостинице. Проснулись до звона колоколов и успели побывать на Божественной Литургии. Перед отъездом помолились перед святыми образами и снова отправились в путь.

41.



42.



Еще с вечера небо начало хмуриться, а утром уже вовсе накрапывал дождик. Прогрозы погоды указывали на то, что дорога будет непростой и сулит много испытаний, но с молитвой в сердце ехать не страшно.

43.



44.



45.



36.



«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.» [Пс. 36:5-6]

Рассказы о других днях паломничества "Монастырский круг":

1. Истра. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
2. Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь
3. Новый Быт. Вознесенская Давидова пустынь
4. Серпухов. Высоцкий монастырь
5. Коломна. Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь

Коломенский район, Московская область

Previous post Next post
Up