Из журнала "Фома",
№ 4 (108) апрель 2012 Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках - и это дает основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. Отдавая на откуп ученым спор о точной датировке храма и о его архитектурных особенностях, мы расскажем лишь о нескольких деталях в истории и внешнем облике Тхаба-Ерды, которые могут быть интересны обыкновенному посетителю - нам с вами. А за основу возьмем исследования, которые сами ингуши считают достоверными.
1. Храм Тхаба-Ерды был основан в VIII-IX веках. На это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас - область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна - двойные, узкие и арочные - часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее - к X-XI векам.
2. В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того периода. А это в свою очередь дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и был купольным - именно такие церкви были в то время распространены в Грузии. Однако на сегодняшний день от того периода осталась лишь часть основания храма. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел позднее - в ходе реконструкции в X-XI веках.
3. В надписи на одной из черепиц, которая осталась от прежней, несохранившейся, черепичной кровли, упоминается католикос Грузии Арсений II (955-980 гг.). Исследователи делают вывод, что при нем храм был восстановлен и, возможно, поменял купольную структуру на зальную. Историки отмечают, что рубеж X-XI веков - время активной миссионерской деятельности следующего грузинского католикоса-патриарха - Мелхиседека I. При нем на Кавказе построили много новых церквей. Не исключено, что в поле его зрения попал и полуразрушенный (вероятно) в тот момент Тхаба-Ерды.
4. В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период - в VIII-IX вв. - ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию - это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период - эпоху очередного расцвета грузинского государства.
5. На западном фасаде храма - композиция с двумя персонажами. Слева - Христос. Справа - человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.
6. Еще одна плита западного фасада (слева от Христа) долгое время считалась утерянной, но несколько лет назад ее нашли в одном из окрестных сел. На ней изображен бородатый мужчина с епитрахилью. По мнению специалистов, надпись на плите состоит из букв грузинского церковного письма - «асомтаврули» - и означает «епископ Георгий». Ученые относят надпись к рубежу X-XI вв.
7. Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, по мнению исследователей, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Очевидно, к этому моменту храм был разрушен достаточно сильно. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, которые некогда составляли единую композицию, могут оказаться в разных стенах.
8. На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада - животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о
великомученике Евстафии Плакидевеликомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?».
9.Странное изображение на одной из плит: два животных, обращенных друг к другу мордами. Правое - предположительно кот или лев. Левое - крылатое животное с головой собаки. Исследователи такое существо идентифицируют как сэнмурва - это фантастический зверь иранского культурного мира. Каким образом это изображение появилось в рельефе христианского храма и каково его значение - вопрос на сегодняшний день открытый.
10. Бюст человека на одной из плит - предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма - армянская архитектурная традиция еще VIII века
Материал подготовлен на основе статьи А. Казаряна и Д. Белецкого «Тхаба-Ерды: к вопросу о датировке церкви и ее месте в средневековом зодчестве Кавказа». Вестник Археологического центра при Министерстве культуры Республики Ингушетия. Выпуск III. - Назрань, 2009 г.
P. S. Насчёт армянского влияния на архитектуру древних вайнахских храмов не такое уж фантастическое предположение. Есть данные о том, что впервые христианство
дзурдзукам (предкам современных чеченцев и ингушей) принёс
святитель Григорий, просветитель Великой Армении и его ученики:
Процесс крещения указанных народов Григорием Просветителем описывается в следующем отрывке "Арабской версии
Агафангела".
...число их было триста семьдесят тысяч, царь Тирдат, царь абхазок, царь грузин, царь аланов и все князья и главы народов и племен и все их подвласт-ные и множество слуг, мужчины, женщины... И приготовил епископов этот святой Григорий, ставший католикосом всей Армении, и он рассылал их по всей Армянской земле, и в Грузию, и в страну "Д-р-з-к-й-т", и к аланам...
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=937 Кстати, пища для размышления тем фолк-историкам, которые объявляют потомками аланов исключительно ингушей (или вайнахов в целом). Страна Д-р-з-к-й-т и аланы упоминаются отдельно.