В Златоглавой храмы теснятся и толкаются боками. Не даром она златоглавой зовётся. Храмов в Москве превеликое множество. Вот друг напротив друга, по разным берегам Москвы-реки стоят 2 храма. Один помпезно огромный и второй - красивый, уютный, домашний. Причём домашний это даже не ласковое сравнение. Это факт. Церковь Николая Чудотворца (Троицы Живоначальной) на Берсеневке была построена в 1657году на месте прежней деревянной, как домовая церковь думного дьяка Аверкия Кириллова, рядом с его палатами.
Напротив белоснежного Храма Христа Спасителя, что расположен на высоком берегу Москвы-реки и видимого из многих точек Москвы,
на Берсеньевской набережной спряталась в зелени, подставив солнцу только золотые маковки, церковь Николая Чудотворца. Церковь первоначально носила название Троицкой, по главному престолу, гораздо позднее получила своё более известное ныне имя, по приделу Святителя Николая.
Местность где расположилась красавица церковь носила своё название издревле. Вернее даже не одно, а два - Берсеневка и Верхние Садовники. Название Берсеневской набережной имеет две версии происхождения: либо от старого наименования крыжовника - «берсеня», - который выращивали здесь в Государевых садах, либо от имени боярина П.Н. Берсени-Беклемишева, выполнявшего сложные, особые поручения при Иване III, такие, как посольство к крымскому хану и к польскому королю, но впавшего в немилость и казненного при Василии III. При Романовых усадьба на Берсеневской набережной была пожалована «государеву садовнику» Кириллу, внук которого, Аверкий, стал думным дьяком. Вот при нём и были построены палаты и церковь.
Роскошные палаты с каменной нижней частью и деревянной верхней имели при себе «висячий сад» и галерею, соединявшую их с храмом. Хозяин палат, Аверкий Кириллов, в 1682году был убит в Кремле во время стрелецкого бунта и похоронен в северном притворе своей церкви. Там же похоронена и его жена. После Аверкия Кириллова дом достался его родственнику дьяку Курбатову.
Новый владелец решил перестроить здание. По всей вероятности, был нанят зодчий Михаил Чоглоков, тот самый что построил Сухареву башню. Документов, подтверждающих это, не сохранилось, но зодчий служил под началом Курбатова. С 1756года палаты перешли в казну, и в нем разместили сенатский архив, а позднее туда поселили сенатских курьеров, отчего здание получило имя «Курьерский дом». Александр II передал палаты Московскому археологическому обществу. В советское время в палатах Аверкия Кириллова расположились Центральные государственные реставрационные мастерские.
Та церковь что мы наблюдаем сейчас появилась на месте прежней деревянной Никольской церкви, которая стояла там, где уже в 1390 году значился Никольский на Болоте монастырь. Деревянный храм в 1625году записан как «Великий Чудотворец Николай за Берсеневою решеткою» - то есть, за ночной заставой, за которой наблюдал Берсеня-Беклемишев, - от него и закрепилось это название. В 1656-1657годах была возведена новая каменная церковь.
Изначально это был четверик с небольшой трапезной и колокольней; старая трапезная примыкает к храму не с запада, как это обычно бывает, а с севера, вход в неё оформлен как массивное крыльцо со столпами-кубышками, арки крыльца украшены «гирьками». С запада был спуск в нижнее помещение храма. Необычайно хорошо «огненное» завершение основного объёма рядами кокошников с килевидным верхом. Барабаны пяти глав храма также обрамлены кокошниками и изукрашены аркатурой с «дыньками». Центральный барабан - световой. Богато декорированы, и фасады здания: и наличники окон, и колонки, и широкий фриз, и прочие украшения выполнены в стиле русского узорочья и при всей своей пышности не производят впечатления тяжеловесного излишнего декора, напротив, придают храму праздничный, нарядный вид.
В 1775г. с запада к четверику храма пристроили новую просторную трапезную в стиле классицизм, которая сильно исказила первоначальный облик здания. Сама по себе трапезная - хороший, добротный пример классицизма, но рядом с нарядной узорчатой церковью кажется совсем не соответствующей. Строгие линии трапезной: простые пилястры, ровные, лишённые декора фронтоны, окна без наличников, - резко контрастируют с основным объёмом храма. Во время войны 1812 года храм горел; после пожара был обновлён и освящён заново.
В 1820-х годах была снесена старая колокольня, а новая выстроена только в 1854году.
В советское время храм не избежал участи закрытия. До 30-х годов XX века ему удалось просуществовать. Он был закрыт по просьбе разместившихся в палатах Аверкия Кириллова Центральных государственных реставрационных мастерских. После закрытия представители мастерских подали заявление на снос колокольни, мешающей хорошему освещению в палатах. Снос грозил и всей церкви: об этом ходатайствовал Б.Иофан, автор знаменитого неосуществлённого проекта Дома Советов. В 1932 году исчезла колокольня, но церковь миновала печальная участь, несмотря на соседство Дома на набережной. В 1958годах в стенах храма разместился НИИ музееведения.
В 1992году в храме были возобновлены богослужения. Сейчас при нем открыты воскресная школа и библиотека. Внутри, в правом приделе, почти полностью сохранился двухцветный (серый с розовым) итальянского мрамора иконостас (1913год).
Московская церковь Николая Чудотворца (Троицы), что в Берсеневке. 1882 год
Настенные фрески
Использовалась информация свободного доступа
Храмы России Храмы России