«Крутицами» в древности назывались все возвышенности, лежащие на левом берегу Москвы реки, начиная от реки Яузы вплоть до урочища Симоново. Название этой местности происходило, вероятнее всего, от крутого берега, который имеет здесь река Москва.
Крутицкое подворье было основано еще в XIII столетии. В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии. В то время Русское государство было под монголо-татарскую игом. Множество русских православных людей тогда вынужденно находилось в Золотой Орде. Но, будучи в пленении, люди сохраняли православную отеческую веру. Для их духовного окормления Русской Православной Церковью была учреждена особая епархия - Сарская и Подонская, а местом постоянного проживания Сарских митрополитов было определено местечко Крутицы, находившееся недалеко от тогдашней границы Москвы. На Крутицах было построено подворье и православный храм в честь Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. С этого времени Крутицкое подворье стало местом, откуда русские люди отправлялись в Орду по различным делам. Здесь они молились и испрашивали Божие благословение на благополучное возвращение с чужбины.
В 1739 г. стараниями архиепископа Сарского и Подонского Леонида (†1743 г.) в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре была учреждена духовная семинария. В 1744 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны она была переведена на Крутицы, где помещалась в специально устроенных деревянных домах. В 1751 г. это учебное заведение вновь перевели, на сей раз в Покровский «на убогих домах» монастырь в Москве. Эти традиции духовного просвещения находят продолжение в наше время, после возрождения духовной жизни на Крутицком подворье.
Однако благополучие Крутицкого подворья, достигшее значительных размеров при митрополите Павле, было непостоянным. По временам из-за недосмотра некоторых архиереев или по вине различных бедствий (пожаров или военных конфликтов) Крутицкий архиерейский дом доходил до крайней бедности и даже разорения. В 1612 г. во время польского нашествия Крутицы были разграблены так, что князь Пожарский писал, что церковь Пречистыя Богородицы на Крутицах «в последнем оскудении и разорении».
В 1737 г. бушевавший в столице Троицкий пожар не пощадил Крутицы. По некоторым данным, в его огне сильно пострадал соборный Успенский храм, Крутицкий теремок и некоторые другие строения. Из-за повреждений теремка черепичная крыша его была заменена на железную, пострадавшие лики святых были забелены известкой, а один из проездов в святых вратах заложен. В таком обезображенном виде терем находился вплоть до реставрации в 1868 г., когда городская управа распорядилась придать ему первоначальный вид.
В XVII веке на Крутицком подворье были построены ныне существующие каменный Успенский храм и знаменитый Крутицкий терем - выдающиеся памятники русского зодчества. В 30-х годах XX столетия, когда православная вера в нашей стране подвергалась гонениям, когда массово разрушались храмы и уничтожались святыни, архитектурный ансамбль Крутицкого подворья находился на грани исчезновения.
Согласно указа 1788 г. велено было «архиерейскую ризницу, домашнюю утварь, экипажи и прочее, кроме лошадей и скота, отдать в Чудов монастырь, архиерейское подворье упразднить». Крутицкому Успенскому собору положено было быть приходской церковью при оставлении из соборных служителей лишь одного священника. Архивные дела сданы в Московскую консисторию. Некоторое время Успенский собор был приписан к Даниловскому монастырю.
6 мая 1788 г. последовал указ о разделении епархий. Церкви Крутицкой епархии были перераспределены между Московской, Орловской, Калужской и Смоленской епархиями. 17 мая 1788 г. было повелено Крутицкой епархии «не быть». Епархиальный архив был перемещен в Московский Чудов монастырь.
Здания Крутицкого подворья (за исключением Успенского собора) были переданы в распоряжение коллегии экономии, которая, в свою очередь, передала их военному ведомству. Отныне долгие годы на Крутицах размещались различные воинские подразделения. Здесь же находилось и управление Московского воинского начальника.
Посетивший в ХIX веке Воскресенскую церковь архиепископ Московский Августин (Виноградов) (1766-1819) отмечал, что внутри она «благолепием, свойственным храму Божию, и стенным писанием расписана». В 1812 г. церковь выгорела, но росписи остались. Спустя четыре года главнокомандующий г. Москвы Тормасов распорядился церковь эту разобрать, священные стенные изображения смыть, намереваясь сделать здесь жилые помещения, а по некоторым сведениям, даже конюшни. Однако архиепископ Августин ходатайствовал перед обер-прокурором князем А.Н.Голицыным о сохранении храма. Голицын доложил об обстоятельствах дела императору Александру I, в результате чего последовало распоряжение о прекращении разборки храма. В ходе начатого разрушения были открыты склеп с гробом епископа Крутицкого Иллариона и надписи над гробом епископов Евфимия, Симеона, Досифея и митрополита Геласия. Повелено было на месте погребения установить новые надгробные плиты.
В 1838 г. Крутицы посетил наследник престола, будущий император Александр II, выразивший желание видеть Воскресенскую церковь восстановленной.
Во время Отечественной войны 1812 года Крутицы, как и значительная часть Москвы, сильно пострадали от пожара. Значительно пострадал верхний Успенский храм: выгорела крыша, иконостас был полностью уничтожен. В течение пяти лет храм оставался без покрытия, и только в 1817 г. над ним была устроена деревянная крыша. Досталось и храму Петра и Павла. Он был осквернен неприятелем-французом так, что потребовалось новое освящение, совершенное 13 января 1813 года. Еще через десять лет, 17 мая 1823 г. возобновили и освятили верхнюю Успенскую церковь. Ее старая стенная живопись бесследно исчезла, хотя даже в позднейшем ее иконостасе помещались некоторые иконы, оставшиеся от XVIII века (Образ Божией Матери Неопалимая Купина, икона Св. Петра и Павла, икона двунадесятых праздников). В иконостасе нижней церкви сохранялась икона св. Николая, сильно записанная, но, по преданию, перенесенная сюда еще в XVIII столетии из Никольского придела Воскресенского храма.
В 1833-68 гг. производилась дальнейшая частичная реставрация Подворья. В 1839 г. по проекту архитектора Е. Д. Тюрина предполагалось осуществить реставрацию древней Воскресенской церкви. В 1840 г. с аналогичным проектом выступил архитектор Константин Тон (строитель Храма Христа Спасителя в Москве и близлежащих колоколен Симонова монастыря и храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове). В 1840 и 1899 гг. храм был частично перестроен. В 1899 было осуществлено также обновление Успенской церкви. На рубеже XIX и XX вв. вновь расписан нижний Петропавловский храм.
Крутицкое подворье.В советское время территорию подворья делили между собой различные учреждения, среди которых основными были Министерство культуры и Министерство обороны. В Успенском соборе, Митрополичьих палатах и еще в нескольких других корпусах располагались фонды Государственного Исторического музея. Необходимо отметить, что музейные работники многое сделали для сохранения архитектурного ансамбля подворья, и Церковь благодарна им за это. Однако храм - это прежде всего «дом молитвы», как сказано в Священном Писании, и на церковном подворье должно осуществляться духовное служение Богу и людям. Поэтому отрадно, что на протяжении уже пятнадцати лет осуществляется постепенное возвращение территории и объектов Крутицкого подворья его историческому владельцу - Русской Православной Церкви.
Официальный сайт