Старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. И.Е. Бондаренко, 1909 - 1911 гг.

Aug 19, 2008 17:29

Малый Гавриков пер., 29.

Храм в Малом Гавриковом переулке принадлежит к числу памятников не только архитектурных, но и исторических. Его постройка в 1909 - 1911 гг. ознаменовала тот весьма непродолжительный период между революциями, когда русское старообрядчество после 200-летних гонений получило надежду на полноправное и открытое участие в культурной и политической жизни общества. Издание в 1905 г. Манифеста о свободе вероисповедания дало импульс широкомасштабному строительству старообрядческих храмов по всей России, но в Москве и Московской губернии эта деятельность приобрела особенный размах. Отсутствие определённых канонов старообрядческого культового здания создало благодатную почву для смелых архитектурно-художественных экспериментов. Традиция старообрядческого храмостроения формировалась прямо на глазах - усилиями нескольких архитекторов. Лидирующее место среди них, безусловно, принадлежало Илье Евграфовичу Бондаренко (1870 - 1947).




На рубеже 1900 - 1910-х гг. Бондаренко спроектировал целый ряд старообрядческих храмов, в которых стремился к сочетанию национально-выразительных форм с новейшими материалами и инженерными решениями. В частности, церковь Покрова в Малом Гавриковом пер. выполнена с применением железобетонных конструкций (своды, барабан и купол главы). Фасады были украшены изразцами и росписью; купол храма и оригинальный шатёр колокольни покрыты полихромной майоликовой черепицей. Характкрным для Бондаренко являлось также использование витражного остекления.



Излюбленный Бондаренко приём т.н. "двойной стилизации": фасад довольно скучного кубического объёма храма "оживляется" посредством наложения на него затейливой декорации, напоминающей одновременно и о новгородских (форма щипца), и о московских (килевидные завершения) прообразах.



Стиль Бондаренко (вернее, его индивидуальная авторская манера) замечателен свободным сочетанием деталей различного происхождения (от псковско-новгородского зодчества до "нарышкинского стиля" XVII в.) и генерацией на основе древних образцов беспрецедентных современных форм.



Один из вариантов проекта

Старообрядческие культовые здания начала ХХ в. внутри представляли собой подлинные музеи: воодушевлённые появившейся возможностью открыто исповедовать свою веру, члены общин несли в новые храмы семейные реликвии - древнейшие (вплоть до XV столетия) иконы, предметы утвари, впоследствии осевшие в коллекциях государственных музеев и в первую очередь ГТГ.
В советские годы в здании храма размещались различные учреждения (включая спортзал общества "Спартак"). В настоящее время здание храма, видимо, возвращено религиозной общине(?), в пользу чего свидетельствует недавний ремонт, в результате которого фасады приобрели вид, близкий к первоначальному, хотя и без наружных росписей.



Фрагмент ограды

старообрядческие храмы, 20 век, Покрова Богородицы в М.Гавриковом переул, За Земляным городом

Previous post Next post
Up