Алексеевский женский монастырь - Храм Христа Спасителя ч.1

Mar 23, 2007 21:09



Храм Христа Спасителя.
Отсюда




Алексеевский женский монастырь. Вид на Спасо-Преображенский собор монастыря. К.Рабус. 1838г.

Cобор Алексеевского монастыря незаслуженно обойден вниманием историков искусства, оставаясь «в тени» построенного на его месте храма Христа Спасителя. В историографии встречаются разногласия относительно датировки памятника, которая варьируется от середины 1620-х до середины 1630-х годов, а также - реконструкции его внешнего вида, где монастырский собор предстает то двух, то трехшатровым.
Деревянный монастырский храм сгорел в 10 апреля 1629 года, о чем известно из послепожарной описи Белого города. 18 декабря 1634 года в присутствии царя и патриарха в монастыре был освящен престол монастырского собора Преображения и его придел Зачатия Анны. 20 декабря 1634 года датируется документ о награждении двух подмастерий каменных дел - Антипы Константинова и Трефила Шарутина, как бывших «у заводу и указу» при строительстве каменного собора Алексеевского монастыря.
Таким образом, максимальный период возведения каменного храма, если предположить, что работы начались сразу после пожара, включает не более шести сезонов (с 1629 по 1634 год).



Собор Алексеевского монастыря в Чертолье. Чертеж северного фасада, найденный и опубликованный В.А.Рябовым.

Внимание царствующей семьи к Алексеевскому монастырю было связано с рождением 9 марта 1629 г. (за месяц до пожара, уничтожившего деревянную церковь) царевича Алексея Михайловича, патрональным святым которого стал Алексий Человек Божий, покровитель монастыря. Вскоре после рождения царевича Романовы делают вклады в монастырь, в 1630 г. серебряную лампаду, в следующем году - серебряное кадило, и после 1634 г. практически ежегодно присутствуют на богослужении в день Алексия, которое становится частью празднования именин Алексея Михайловича.
Самое известное изображение храмов Алексеевского монастыря принадлежит Карлу Ивановичу Рабусу и сделано непосредственно перед разборкой храма в 1838 г.
Самое раннее описание собора принадлежит А.Ф. Малиновскому: «…посреди ограды две соборные церкви … невысокие, старинной простой архитектуры, обе с пирамидальными осьмиугольными возвышениями одинаковой величины, в готическом вкусе украшенными. Колокольня снизу четвероугольная, обширная, повершается в виде небольшой пирамиды, несоразмерной с основанием ее».



Собор Алексеевского монастыря в Чертолье. План, наложенный на план храма Христа Спасителя, найденный и опубликованный В.А.Рябовым.

Влияние, оказанное собором Алексеевского монастыря на последующие памятники, представляется достаточно значительным. Новый, более вольный и прагматичный подход к формированию храмового ансамбля, использование глухих шатров с люкарнами и парадоксальная двухцентровая композиция ставят этот памятник в ряд рубежных. Ранняя дата строительства и высокий статус заказа дают основания предполагать, что собор Алексеевского монастыря был первым примером двухшатровой композиции в истории русской архитектуры. Высокий статус постройки, возведенной по царскому заказу, отмеченной ежегодным молением семейства Романовых, ее расположение в Белом городе Москвы - позволяют предполагать, что этот храм мог быть замечен современниками - поэтому вероятно, что именно он лежит у истоков последующего развития многошатровых храмов, играя роль импульса, определившего дальнейшую популярность композиции парных шатров, получившей распространение в 1640-е гг.

Судьбу монастыря в 19 веке определила Отечественная война 1812 года. Когда, "последний неприятельский солдат переступил границу", император Александр I издал манифест, в котором давал обет воздвигнуть в Москве огромный храм во имя Спасителя. Был назначен большой конкурс. Победителем в котором вышел молодой художник, окончивший курс и получивший медаль за живопись - А.Л.Витберг.



Александр Лаврентьевич Витберг.

Смелый и одушевлённый язык его, действительноевдохновение, которым он был проникнут, и мистический колорит его убеждений поразили императора. "Вы камнями говорите", - заметил он рассматривая проект.



Проект храма А.Витберга.

Проект был высочайше утверждён, и Витберг назначен строителем храма и директором комиссии по постройке. Александр не знал, что вместе с лавровым венком он надевает и терновый на голову артиста.
Храм Витберга предполагался постройкой на Воробьёвых горах.



Место предполагаемого строительства храма Витберга. Современный вид.

Само собой Витберга окружила толпа плутов, а администратор он был никакой. Строительство застопорилось. Александр I велел Аракчееву разобрать дело. Ему было жаль архитектора и он был уверен в его правоте.
Но Александр умер, Аракчеев пал. При Николае дело Витберга приняло худший вид. Оно тянулось около 10 лет и закончилось ссылкой Витберга в Вятку.

10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, созданного архитектором К.А.Тоном.



К.Тон.



Проект храма К.Тона.

После долгих поисков наиболее подходящего места для главного храма России выбор императора остановился на старинном московском урочище Чертолье, где и находился Алексеевский женский монастырь с многочисленными постройками и немалым кладбищем при нем. Но царскою волею все это было подчистую срыто. А на освободившемся пространстве поднялся храм академика Тона, который, с перерывом на социалистический эксперимент в 20 веке, стоит там и по сей день.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЕГОДНЯ СЛЕДУЮЩИМ ПОСТОМ.

Белый город, Алексеевский монастырь, 17 век, ХХС, 19 век

Previous post Next post
Up