Московская хоральная синагога

Jul 26, 2007 21:57

Спасоглинищевский Б. пер., д.12

Посмотреть на карте




«…именно потому, что русский, не могу быть ненавистником инородцев, в том числе и евреев. Это будет противно и нашей религии, и природе русского человека. Она добрая, ко всем, снисходительная, уживчивая…» - эти слова принадлежат Министру внутренних дел Российской империи Петру Столыпину, чья подпись стоит под указом об открытии Московской хоральной синагоги.


..........................
Строительство синагоги в самом центре Москвы стало возможным благодаря либеральному отношению к еврейской общине царя-реформатора Александра II. Он позволил евреям, прежде всего купцам 1-ой гильдии, а позже и выпускникам университетов, ремесленникам жить вне черты оседлости.

В старинном московском районе Зарядье, на месте гостиницы "Россия", в начале XIX века складывалось ядро Московской еврейской общины, В то время московские власти ни при каких обстоятельствах не могли позволить строительство синагоги в районе Китай-города, поэтому, получив разрешение на возведение молельни, Московское еврейское общество в 1876 году приобрело два дома в Спасоглинищевском переулке со всеми строениями и землей. От Зарядья до переулка можно было, соблюдая канон, дойти вечером в пятницу и в субботу пешком. Фактическое строительство на выделенном месте началось только через десять лет - первая половина восьмидесятых годов была отмечена кровавыми еврейскими погромами, последовавшими вслед за убийством народовольцами Александра.

28 мая 1887 года состоялась закладка Спасоглинищевского Еврейского молитвенного дома. Известный московский архитектор Семен Эйбушитц разработал проект синагоги - большая купольная базилика с вмонтированным в купол щитом Давида. Но обер-прокурор Синода Константин Победоносцев решил, что синагога, да еще с куполом, оскорбляет чувства православных верующих. С уже почти отстроенной синагоги сняли купол и убрали с фронтона изображение скрижалей Моисея (обязательный элемент всех синагог того времени). Так начался процесс бесконечных перестроек синагоги, служба в синагоге проводилась подпольно.

В 1891-1893 российское правительство приняло меры по вытеснению еврейских коммерсантов из Москвы. В течение двух лет московское еврейство сократилось в 10 раз, тысячи ремесленников и мелких купцов были в одночасье выгнаны за пределы Москвы. Еврейскому обществу повелели "синагогу продать или обратить в благотворительное заведение". В здании запрещенной синагоги расположилось училище - приют "Талмуд-Тора", но и его власти предписали закрыть, а здание полностью переделать. За разрушением синагоги обещал следить лично обер-полицмейстер Москвы генерал Трепов. Уничтожение синагоги происходило на фоне погромов, из России уехало около миллиона евреев.
.......................
Особое значение в реализации проекта возведения синагоги имела деятельность крупного российского мецената Лазаря Полякова, который , будучи председателем хозяйственного управления еврейской общины, на протяжении 35 лет активно содействовал становлению и развитию национальных организаций. На его средства была построена хоральная синагога, открыта больница для бедных евреев; он финансировал работу еврейской школы и ремесленного училища, состоял членом правления благотворительного общества, опекавшего московские тюрьмы, при его содействии при Центральной пересылочной тюрьме в Бутырках была открыта молельня для евреев. Знаменитый московский зодчий Роман Иванович Клейн восстановил интерьеры молельного дома.

1 июня 1906 года состоялось торжественное открытие Московской хоральной синагоги. На церемонии раввин Яков Мазе передал председателю Московской общины и самому щедрому жертвователю Лазарю Полякову золотые ключи с библейской надписью "он отворил двери дома Господня".
............................
Газета "Русское слово" (28 (15) июля 1907 года)
Эмиграция евреев
По сведениям еврейского колонизационного общества, эмиграция евреев из России в 1906 году была чрезвычайно сильна. В одни только города Соединенных Штатов в Америке прибыло 186 0879 эмигрантов, в Канаду прибыло не менее девяти тысяч и в Аргентину - 13 ½ тысяч. Эмиграция так велика, что общество не в состоянии ее организовать и урегулировать.

............................
В 1923-м часть здания в Спасоглинищевском передали какому-то Белорусскому государственному университету, затем - Текстильстрою. В 1960-м в еще одной части устроили вообще резервную шахту метрополитена, переделав таким образом небесную ориентацию на подземную - вполне в духе эпохи.
......................
Напротив синагоги в 2001 г. были открыты символическая Стена плача и скульптурная композиция "Птица счастья" работы скульптора Игоря Бурганова.







......................
В 2006 г. завершился капитальный ремонт синагоги, восстановлен в первоначальном виде купол.

..............................

Лев Колодный, Падение Зарядья
Сохранилось описание Зарядья - поэта Ивана Белоусова, переводчика “Кобзаря”, автора стихов, положенных на музыку известными композиторами ХIХ века. Мастерская его отца находилась на углу Мокринского и Псковского переулков. Там же жил в детстве сын приказчика часового магазина Иван Москвин, будущий гений Художественного театра. Описание Ивана Алексеевича уникально- оно сохранило нам образ Москвы у стен Китай-города, напоминавший Иерусалим у Стены Плача.

“В моей памяти Зарядье в начале 70-х годов прошлого столетия было заселено евреями. Некоторые переулки представляли собой в буквальном смысле еврейские базары. По переулкам были еврейские мясные, колбасные лавочки и пекарни, в которых к еврейской Пасхе выпекалось огромное количество мацы.

Интересную картину представляло Зарядье в один из осенних еврейских праздников, когда по закону они должны были идти на реку и там читать положенные молитвы. С молитвенником в руках, в длиннополых, чуть ли не до самых пят, сюртуках, в бархатных картузах - вот такого же фасона, как носят теперь, из-под которых выбивались длинные закрученные пейсы, евреи толпами шли посредине мостовой - в этот день им запрещалось ходить около домов, потому что у стен копошилась нечистая сила. Набережная Москвы-реки у Проломных ворот в этот день была сплошь унизана черными молящимися фигурами…”

Синагога, синагога, Белый город, Московская хоральная синагога, 19 век

Previous post Next post
Up