14.04.2007
Никитников переулок, 3
О истории церкви можно прочитать
здесь Далее - скан-текст, черно-белые рисунки и фотографии из книги "История русской архитектуры" (Учебник для вузов// 2-е изд., перераб. и доп. - С.-Петербург, Стройиздат СПб. 1994 - 600 с.), Архитектура централизованного Русского государства (XVII в.) (Тиц А.А.), Региональные черты культовых зданий
В Китай-городе, ("в двух шагах" от
палат Симона Ушакова в Ипатьевском переулке - прим. мое), зажатая многоэтажными громадами, стоит, словно ювелирное изделие, церковь Троицы в Никитниках (1628 - 1653 гг.) (по другим источникам время постройки 1631-34 (?))
фото 1882 г., Церковь Грузинской иконы Божiей Матери, что въ Никитникахъ, близъ Варварскихъ воротъ
Найденов Н.А., Москва. Соборы, монастыри и церкви. ч.I, Китай-город
Строилась церковь на средства богатейших купцов Никитниковых.
Композиция этой церкви развивает принципы культового строительства XVI - начала XVII в. Никитниковы, подобно псковским купцам, использовали обширное подцерковье под торговые склады.
Приемы расположения приделов по бокам храма, объединения комплекса галереей или трапезной, а также включения в композицию колокольни использовались мастерами, особенно псковскими, и раньше. Однако для XVI и начала XVII в. характерны компактные симметричные композиции. Зодчие середины XVII в. как бы объединяют живописные начала псковской школы с праздничностью, нарядностью и самобытностью народного искусства.
Симметричный объем главного храма Троицы обстроен, подобно хоромам, дополнительными помещениями. По бокам основного алтаря, как и раньше, размещены апсиды приделов, но они уже разные. На углу, на стыке западной и северной галерей, поставлена колокольня.
Под ней расположился третий придел Иоанна Богослова. Завершает композицию шатер лестницы, выдвинутой прямо на улицу.
Зодчий талантливо объединил различные по формам и размерам объемы в целостный уравновешенный ансамбль. Изощренные архитектурные формы, их дробность и ювелирность резных деталей отражают общие стилевые закономерности.
Особенно красочно убранство южного фасада церкви Троицы, хорошо обозримого с улицы. Нерасчлененный белокаменный цоколь и достаточно монументальный подклет с однотипными наличниками и широкими лопатками служат основанием для верхних частей храма. По мере нарастания высоты усиливаются пластичность и декоративность форм. Замечательны два резных наличника южного фасада и белокаменные порталы этого храма, не уступающие по богатству и мастерству резным деталям Теремного дворца. Ковровый растительный орнамент с вкомпонованными в него изображениями птиц напоминает о каменных скульптурных поэмах владимиро-суздальских мастеров и фольклорных образах.
Стилевое единство всего убранства Троицкой церкви проявляется не только в многоцветной росписи с множеством фигур и сложным архитектурным фоном, но и в отделке дверей. На железных полосах, скрепляющих тяжелые полотнища церковных врат, выбиты изображения зверей и птиц, соединяющие религиозную символику со сказочной фантастикой и языческой мифологией.
____________________________
Церковь в Никитниках и аналогичные ей московские храмы (церковь Рождества Богородицы в Путинках - 1649 - 1652 гг., церковь Николы в Берсеневе - 1657 г., Троицкая церковь в Останкине - 1678 г.) во многом определили архитектурный стиль середины XVII в., получивший широкое распространение и в провинции. Нарядные «изукрашенные» храмы особенно пришлись по вкусу купеческо-ремесленной знати торговых городов.
----------------------------
Вопрос к знатокам
давно слышала, что лестница с шатром по каким-то причинам (каким?)"отвалилась" (хорошо видно на первой фотографии ниже) от основного объема Храма. Проводятся какие-то, похоже, работы по устранению этого. Сейчас по центру каждой арки(?) сооружены кирпичные "технологические" (?) столбы (хорошо видно на второй фотографии) и укрепляются своды (третья фотография). Будут ли эти столбы убраны в результате? Спасибо!
И еще один вопрос - что написано на трех "табличках"(?)? Не смогла прочитать :( Спасибо также! :)
=====================
кросс-пост из
arhiv_palat