Для чего люди посещают такие места, как Валаам, Соловки, Троице-Сергиева лавра?
В туристических целях? Чтобы поклониться великим православным святыням? Получить исцеление?.. - Каждый из многих тысяч паломников едет за чем-то своим.
Будучи историком, на Соловки я ехал, чтобы прикоснуться к камням духовной и военной твердыни, несколько веков игравшей одну из ключевых ролей в жизни Российского государства. Чтобы побывать у могильной плиты последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского, о котором писал в своих работах. Чтобы своими глазами увидеть берёзу-крест на о. Анзере…
А ещё я вёз одну из своих книг для библиотеки Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря. С одной стороны подарок, с другой - довольно дерзкое и самонадеянное намерение. Несомненно, лучшая судьба для любой книги (тем более твоей собственной) - жить и служить людям в библиотеке. Но каждая ли книга уместна в библиотеке монастырской? Уместна ли в ней именно твоя книга да ещё непростая, со сложной судьбой, ставящая трудные вопросы и отвечающая на них?
Одна из основных задач любой книги (как и, пожалуй, любой человеческой жизни) - утверждать, возделывать правду, иными словами - благовествовать. Название главной книги человечества об этом свидетельствует.
Но как быть с книгами по истории? Историческая правда это не только точное изложение фактов, безошибочное указание дат, приведение достоверных цифр и т. п. Действительно необходимая человеку историческая правда заключается в первую очередь в как можно большем приближении к пониманию подлинных законов, движущих сил истории, к подлинной объективности в оценках прошлого. Возможно ли такое приближение в принципе? Конечно же, да. Способность к постижению правды, в том числе исторической, - одно из основополагающих качеств, без которых невозможно было бы само существование человека, созданного по образу и подобию…
При обладании такой врождённой способностью человеку остаётся главное - прежде возделывания правды отыскать её, не ошибиться, не принять за неё нечто иное, не дай Бог противоположное.
На Соловки я повёз книгу «Белый собор на Красной улице», посвящённую судьбе войскового собора Александра Невского, освящённого в Екатеринодаре в 1872 г. и разрушенного в Краснодаре в 1932-м. Это книга вышла в 2022 г., её презентация состоялась в восстановленном Александро-Невском соборе в присутствии митрополита Екатеринодарского и Кубанского Григория (Петрова). Поначалу планировалось, что она будет выпущена большим тиражом совместно издательством и Екатеринодарской епархией, в богатом, подарочном формате.
Всё к тому и шло… пока мною не было написано заключение, названное «История России в XX веке и судьба Александро-Невского войскового собора». Заключение вызвало споры, я ответил отказом на предложение переделать или удалить его, и книга вышла гораздо меньшим тиражом, в скромном оформлении и в двух версиях - издательской и авторской.
На Соловки я повёз, конечно же, авторскую.
Уместна ли книга, вызвавшая споры (и даже «скандал», по выражению руководителя издательства), в библиотеке Соловецкого монастыря, хранящего в своих стенах мощи преподобных святых?
Да и зачем вообще на Соловках книга о далёком кубанском храме, пускай и главном в большом казачьем крае? Прибыв на остров, я вдруг стал задаваться вопросом: не лучше ли было оставить её в Троице-Сергиевой лавре, где мы были по пути к Белому морю? Учащимся лаврской академии, специализирующимся по истории Русской Церкви, такая книга авось бы и пригодилась, а из соловецких насельников кому она может быть интересна?..
Ответ я получил совершенно неожиданно, совсем на него не рассчитывая. Чтобы понять его необычайность, нужно войти в мелочи случившегося.
С попыткой передачи книги я затянул до вечера предпоследнего дня - до всенощного бдения на праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день я прошёл по острову километров 15, утомлённый вернулся в гостиницу во второй половине шестого часа. Но можно ли было не пойти на всенощную великого праздника? Войдя в обитель около шести через Никольские врата, тут же у стены увидал молодого насельника, возившегося с велосипедом, видимо послушника. Я уже пошёл дальше к арочному проходу под братским корпусом, но что-то остановило меня, и я вернулся к «послушнику». На вопрос о возможности передать книгу он ответил, что библиотекарь обители о. Афанасий сейчас болеет. «Запишите мой телефон, сейчас у меня срочное дело, позвоните мне завтра утром, постараюсь помочь», - сказал он мне. Когда я нерасторопно записывал номер, к нам подошёл монах. «Мой телефон записывать уже не стоит» - «послушник» представил меня подошедшему, который тут же позвонил о. Афанасию и передал мне трубку. Отец библиотекарь слабым от болезни голосом скупо ответил, что просто так книга в монастырскую библиотеку попасть не может. - Принимаются только те книги, которые рассмотрены, оценены и одобрены благочинным обители архимандритом Ианнуарием… Вот так поворот! Я ответил, что завтра уезжаю и спросил, можно ли рассмотреть книгу в сжатый срок, поскольку не хочу, чтобы её просто выбросили в случае неодобрения. «Ну, тогда попробуйте найти благочинного о. Ианнуария и обратитесь к нему со своей просьбой», - ответил о. библиотекарь.
Как, где искать благочинного архимандрита во время всенощной великого праздника, которая в монастыре длится около 4 часов и на которой присутствуют многие сотни православных? Как, где искать его завтра, во время не менее продолжительной и многолюдной праздничной литургии? Реально ли дождаться от него результата рассмотрения книги, если уже завтра мы покидаем остров?
Хотя эти вполне логичные вопросы промелькнули в моём сознании, я решил сходить в гостиницу… за книгой.
Вернувшись в монастырь, выйдя на широкий двор перед трапезной, я намеревался пройти к храму через протяжённую галерею второго этажа. Но вдруг передумал и пошёл внешней дорогой, направо, к Святым вратам. Монастырский двор был пуст, всенощная шла уже около часа. По дороге не мог удержаться от фотографирования окружавших красот и за эти делом дошёл до дальнего угла двора обители. Оттуда пошёл ко входу в храм.
В это время в совершенно безлюдный монастырский двор чрез Святые врата вошёл единственный знакомый мне местный житель - гид Вера, проведшая две экскурсии для нашей группы, а потом по стечению обстоятельств показывавшая мне расположение местного магазина, куда я был направлен за провизией. Наши пути пересеклись недалеко от входа, мы поприветствовали друг друга, я показал ей книгу, коротко рассказал о своём намерении. Она заинтересовалась, стала расспрашивать, я поделился, что передать книгу в библиотеку не просто, нужно как-то найти о. благочинного… Вот мы с ней уже на последних ступенях лестницы, ведущей к храму. Троицкий храм - направо, метрах в 20, он переполнен, людей так много, они стоят в нём так плотно, что войти внутрь весьма затруднительно. Только мы повернули с лестницы к храму, слева показался монах, идущий туда же. «А вот о. Ианнуарий», - сказала Вера.
Я подошёл к благочинному архимандриту, на ходу рассказал о деле. Он спокойно выслушал, откровенно усмехнулся моим словам, что без его рассмотрения и одобрения книга не может быть принята отцом библиотекарем, спросил, я ли автор, взял книгу, сказал, что она принимается в библиотеку…
Не скрою, описанное стечение событий поразило меня. То, что чувствовал после случившегося, можно назвать счастьем.
На следующее утро, последнее на острове, я проснулся совершенно разбитый простудой (дискомфорт в горле появился ещё за день до того). Поднялась температура, на резком, холодном соловецком ветру меня бил озноб, каждый шаг давался с трудом из-за мучительной слабости… Что бы я делал, если бы не забота моих спутников в оставшиеся дни поездки?..
В подобных поездках каждый получает что-то своё. Не получить ничего не удастся. Что-то непременно останется человеку. Как минимум прикосновение к камням грандиозных твердынь русской истории и память о них на всю оставшуюся земную жизнь, как максимум - прикосновение к человеку вечности, вечной жизни, в которой о нём знают, его слышат и ждут.