Протоиерей Сергий Четвергов.
2. Вторым препятствием на пути к Евангелию является неумеренная поглощенность самим собой, собственной личностью. Нет ничего более духовно-убивающего, как делать себя, сознательно или бессознательно, средоточием жизни. Когда человек делает себя центром жизни, своим кумиром, он никогда не достигнет того, что ищет, т. е. истинного счастья. Его всегда гложет неудовлетворенность и тоска. Осыпьте его миллионами, дайте ему возможность неограниченных развлечений и наслаждений, мировую известность и славу, и после краткого восторга он почувствует пустоту и одиночесто. И будет до тех пор чувствовать себя таким, пока не сумеет отрешиться от себя. Без этого, какие бы он не ставил себе высокие цели, он будет обречен лишь на мимолетные и призрачные минуты радости, которые будет неизменно сменяться длительным разочарованием и скукой.
Чтобы стать истинно-счастливым, надо полагать цель своей жизни не в себе самом. Чем значительнее, чем важнее тот предмет, в котором мы полагаем цель своей жизни, чем полнее мы ему отдаемся, чем больше забываем ради него о себе самих, тем мы становимся радостнее и счастливее. Счастлив человек, бескорыстно отдающийся любимому труду: физическому или умственному. Счастлив ученый, всецело поглощенный своими научными исследованиями, как какой-нибудь погруженный в свои чертежи Архимед или Ксенофан, посвятивший свою жизнь изучению звезд, или Спиноза, поглощенный своими религиозно-философскими размышлениями. Счастлива мать, всецело живущая для своих детей, счастливы братья и сестры своею взаимной любовью, друзья - своей чистой и искренней дружбой.
Величайшее счастье, полнота счастья, по христианскому учению, заключается в бескорыстной, всецелой любви к Богу и людям - не к отвлеченному человечеству, а находящемуся около нас ближнему - со всеми его недостатками и слабостями. Вся земная жизнь Иисуса Христа и Его учение, в особенности - Его нагорная проповедь и прощальная беседа с учениками, Его страдания и смерть - являются примером осуществления закона любви.
И все спасение нашей души в том и состоит, чтобы «отвергнуться себя,» и, взяв крест свой, т. е. бремя жизни своей, последовать за Христом. Только тогда и отвалится от нашей души тяжелый камень внутренней неудовлетворенности, и на душе станет тепло и легко. Любящий человек никогда не устанет жить любя. И сколько бы времени ни продолжалась его любовь, ему всегда будет казаться, что она только начинается. Для христианина нет опасности, что его идеал когда-либо окажется полностью осуществленным и исчерпанным, потому что христианский идеал заключается не во внешних достижениях, а во внутреннем росте, которому нет конца.
Известная фраза Максима Горькoго: «Человек - это звучит гордо,» имеет некоторый смысл лишь постольку, поскольку мы видим в человеке образ Божий; если же применить ее к человеку, отрешенному от Бога и лишенному бессмертия, то она звучит жалко и нелепо, потому что всем хорошо известно ничтожество и бессилие человека, сегодня существующего, а завтра сдуваемого с лица земли, как жалкая песчинка, как мыльный пузырь. Только в единении с Богом и в бессмертии и заключается сила и слава человека, но никак не в нем самом, в его обособленности.
Поэтому всё, сказанное в этой части, можно вкратце выразить так: для правильного подхода к Евангелию надо освободиться от привычки считать самого себя средоточием и целью жизни, надо смириться и преклониться перед Богом, Который есть Высшее и Единое средоточие и цель жизни всего существующего.
Источник