Просили еще поделиться фотографиями Геннадия Михеева, так что выкладываю из того, что нашла связанного с православием в его альбомах.
Великорецкий крестный ход -один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой святителя Николая. Крестный ход известен с начала XV века
Текст автора фотографий:
"Великорецкий крестный ход, как утверждают знатоки, четырежды “самый”.
Во-первых, он самый древний, его история длится больше 600 лет. Началось все с того, что простой крестьянин обнаружил на берегу реки Великой икону Николая Чудотворца. Точной даты чудесного обретения иконы никто не помнит, однако известно, что около 1400 года жители города Хлынова (теперь это Киров) попросили отпустить Чудотворца к себе, дав обязательство ежегодно, в день явления иконы приносить его на “место рождения”. С тех пор обязательство не нарушалось ни разу.
Во-вторых, он самый людный в православном мире. В этом году паломников-трудников набралось больше трех тысяч. Были времена (тогда верующих специально разгоняли милицейские и комсомольские отряды), людей не набиралось и трех десятков.
В третьих, он самый продолжительный (если исключить народившиеся в недавние время “суперходы” на дальность, в которых на самом деле участвует лишь дюжина храбрецов). От Кирова до Великорецкого и обратно идут шесть дней, расстояние равно 155 километров.
И в четвертых, он без сомнения самый многотрудный. Дело вовсе не в мозолях и не в усилиях, которые как дети, так и старики прилагают, чтобы подняться после очередного привала, чтобы идти. Дело в традиционно дождливой погоде, в подъеме в час ночи (!), чтобы отправляться после молитвы сразу же отправляться в путь. Дело в гнусе, в слепнях, в злобствующих в эту пору комарах и клещах. Паломники даже счастливы дождю, потому как идти по колено в грязи гораздо легче: не сбиваются ноги!
Я прошел с крестных ходом лишь треть пути - не хватило духа - и потому преклоняюсь перед теми, кто смог. В эпоху атеизма шли большей частью старики. Теперь, как замечают старожилы, пожилых все меньше, молодых - больше. Тем более что в день праздника явления иконы (6 июня) власти организуют комфортную доставку в Великорецкое всех желающих. Грязные, перманентно усталые паломники по сравнению с заехавшими на день туристами выглядят в общем-то жалко. Тем не менее ехидных улыбок на лицах холеных горожан я не встречал. На участке пути, который протопал я, крестный ход пересек четыре мертвых деревни и одну живую. В живой люди встречали паломников празднично, выносили воду, чтобы дать напиться, и в глазах селян читалась какая-то особая строгость, напряженность. Нет, это была не жалость, не сочувствие, а... наверное, надежда. На что? Думается, на то, что грехи наши искупятся и вера восторжествует над темнотой духа. Когда ты стоишь на месте, и добрый час мимо все идут, идут самоотверженные люди, начинаешь понимать, что не все в этом мире принадлежит чистогану.
Кировские коммерсанты откликнулись на подъем славы Великорецкого по-своему. Вначале они решили воду из Святого источника разливать в бутылки и продавать. Не получилось: поток оказался слишком слабым для промышленной разработки. Пошли другим путем - выпустили новый сорт пива, который назвали “Великорецким”. Придумано простенько, по-совковому, с разумным уровнем дебилизма. Но пиво получилось дерьмовое.
А река Великая, кстати, вовсе не соответствует своему имени. Это просто тихая, задумчивая и чистая речка, текущая преимущественно среди тайги. Видимо раньше она называлась иначе и переименовали ее исключительно из-за иконы Николая Чудотворца, однажды явившейся на ее берегу. Дерево, на котором святыню нашли, давно истлело, но остался пень от дерева, растущего когда-то по соседству. Вообще все деревья, растущие рядом, почитаются как святые. Священство против, ведь поклонение деревьям можно отнести к проявлениям язычества. Но, несмотря на проповеди, люди все равно читают у деревьев молитвы и стараются отломить цепочку от священного пня. Исходя из того что число паломников растет, скоро от пня ничего не останется, как не осталось ничего от первоначального дерева. Люди, изгрызя пень, наверняка перекинут свою “любовь” на другую деревяшку.
Но все сказанное скорее относится к “туристам”. Паломники-трудники, идущие весь путь, до подобной дикости не опускаются. Они полностью поглощены осознанием особого братства, в котором они существуют всего шесть дней. Путь к Великой реке - это особенный мир, который наверняка лучше мира реального. Писатель Владимир Крупин, который многие годы проходит этот путь, сказал про него так: “За все время я ни разу не слышал, чтобы кто-то кому-то сказал плохое слово или чем обидел. Только любовь...”
Отсюда