Рождественские паремии

Jan 05, 2017 22:50

Журнал "Фома" .

Рождественские паремии сосредоточены на событии рождения Спасителя. Это ветхозаветное прикосновение к тайне явления Бога в мире. Тексты раскрывают перед слушающими чудо рождения Мессии от Девы - Пресвятой Богородицы, место его рождения - Вифлеем, чудесные события, связанные с этим праздником.

1-я паремия. Бытия чтение. [Глава 1]
Бытие - первая книга Ветхого Завета. В ней содержится предания о происхождение мира, о древнейшей истории человечества и о появлении еврейского народа. В самой книге Бытие нет указания на автора, однако традиционно считается, что ее написал Моисей. Он считается автором первых пяти книг Библии - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, которые носят название Пятикнижия Моисеева. Согласно современным научным данным, Бытие было написано между 1440 и 1400 гг. до н. э., в период между выходом израильтян из Египта и смертью Моисея.

Текст: В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны: и Дух Божий ношашеся верху воды. И рече Бог: да будет свет, и бысть свет. И виде Бог свет, яко добро: и разлучи Бог между светом, и между тьмою. И нарече Бог свет день, и тьму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды: и бысть тако. И сотвори Бог твердь: и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. И нарече Бог твердь, небо: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша: и бысть тако. И собрася вода, яже под небесем в собрания своя, и явися суша. И нарече Бог сушу землю: и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и бысть тако. И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем по роду на земли: и виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день третий.

Перевод: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

Смысл: Первая рождественская паремия - это отрывок из книги Бытие о сотворении мира. И сразу же может появиться вопрос: а при чем тут этот текст? Для чего перед Рождеством вспоминается сотворение мира?

Во-первых, так Церковь указывает на то, Кто именно рождается и какому Богу мы поклоняемся. Христиане празднуют рождение Того, Кто сотворил всю Вселенную. Бог исполняет свое обещание древним людям, посылая в мир Своего Сына, для того чтобы исправить деформированное и искаженное грехом и смертью состояние человека. К нам приходит Сам Бог.

Интересно, что у пророка Исаии тоже есть рассказ о сотворении мира, и начинается он так: Утешайте, утешайте народ мой (Ис 40:1), - говорит Бог. И утешение заключается в том, что пророк рассказывает о сотворении мира. В чем здесь утешение? Дело в том, что для языческого сознания все просто: если ты проиграл, значит, твой бог слабый, а если победил - значит, сильный. И плененные иудеи поддаются этой установке. Находясь в вавилонском плену, они чувствуют себя раздавленными, поверженными и униженными. Будто Бог оставил их или оказался слабее языческих. Но Бог через пророка как бы напоминает им, что Он - Творец мира, создавший небо и землю. А значит, все в Его руках. И это бесконечное для них утешенье.

Кроме того, Рождество Христово -это возрождение или даже «пересотворение» мира. Как Спаситель и скажет позднее: «Теперь творю все новое» (И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр 21:5). Через Него «рождается» новая действительность мира, в которой человек может стать бессмертным и подобным Богу.

2-я паремия. Чисел чтение. [Глава 24]
Числа - четвертая книга Пятикнижия Моисеева. Название книги объясняется тем, что в ней приводятся различные рекомендации для исчисления еврейского народа, отельных колен (родов), священнослужителей и так далее. Книга охватывает события между пребыванием «богоизбранного народа» у горы Синай до прибытия «на равнины Моава, при Иордане, против Иерихона». Авторство теста традиционно приписывается пророку Моисею.

Текст: Бысть Дух Божий на Валааме, и восприем притчи своя, рече: коль добри доми твои Иакове, и скиния твоя Израилю! Яко страны осеняющия, яко садие при реках, и яко скиния, яже водрузи Господь, и яко кедри при водах. Изыдет человек от семене его, и обладает языки многими, и возвысится царство его, и возрастет. Бог наставит его из Египта, яко славу единорога его. Пояст языки враг своих, и толщу их измождит: и стрелами своими устрелит врага. Возлег почи яко лев, и яко скимен, кто возставит его? Благословящии тя благословени, и проклинающии тя, прокляти. Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и ссечет князи Моавитския: и пленит вся сыны Сифовы, и будет Едом достояние, и будет наследие Исав враг его, и Израиль сотвори крепость.

Перевод: Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах; польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды, превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Бог вывел его из Египта, быстрота единорога у него, пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит [врага]. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Едом будет под владением, Сеир будет под владением врагов своих, а Израиль явит силу свою.

Смысл: К этой паремии необходимо подходить с двух позиций. Первая включает в себя исторический контекст этого чтения. Был некий Валаам, которого один языческий царь призвал к себе для того, чтобы он проклял израильский народ, которого очень опасался. И вот Валаам, глядя на лагерь израильтян, вместо того, чтобы навести на него проклятие, его благословляет. Он предсказывает победу Израилю в войне с этим языческим царем. И это пророчество сбывается в конкретной исторической ситуации. Но за этими словами скрывается и другой, более глубокий смысл.

Оказывается самое важное заключено не в словах благословения: Прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль! Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Но особенно прекрасен потому, что именно из него произойдет Мессия - Спаситель мира. Потому Валаам затем говорит: вижу Его, но еще нет. Он знает, что Спаситель придет, но только в будущем. Валаам пророчествует: Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля. И здесь речь идет не просто о звезде Вифлеема, которую увидели волхвы. Эта звезда - образ самого Христа. Он - путеводитель, который в ночи освещает нашу жизнь.

3-я паремия. Пророчества Михеина чтение. [Главы 4 и 5]
Книга пророка Михея - 33-я по счету в Библии. Примерное время написания - эпоха царствования Иоафама (750-735 гг. до н. э.). Пророк Михей обычно теряется в тени своего великого современника и, возможно, даже учителя, пророка Исаии. Их пророчества созвучны между собой вплоть до буквальных совпадений. Но если Исаия был священником иерусалимского храма, то Михей, судя по всему, был человеком простым и незнатным. От того особую остроту обретали в его устах обличения богачей, грабящих народ по собственному произволу.

Текст: Во днех онех, глаголет Господь: соберу сокрушенную, и отриновенную прииму, яже отринух: и положу сотренную во останок, и отриновенную в язык крепок, и воцарится Господь над ними в горе Сионстей, от ныне и во веки. И ты, Вифлееме доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудовых? Из тебе бо Мне изыдет Старейшина, еже быти в Князя во Израили: и исходи Его из начала, от дней века. Сего ради даст я до времене раждающия, породит, и прочии от братий Его обратятся к сыном Израилевым. И станет, и узрит, и упасет паству Свою крепостию Господь. И в славе имене Господа Бога своего пребудут, зане ныне возвеличится даже до конец земли.

Перевод: В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить; тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли.

Смысл: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное, говорит Господь, обещая исцелить страдающий от бед и несчастий народ Израиля. И это обещание исполняется после Рождения Иисуса Христа. А затем Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. В этих пророческих словах открывается будущее уже нового Израиля, то есть Новозаветной Церкви, которая всегда будет Ему верна, и Господь будет царствовать над ней даже тогда, когда этот мир закончится.

Кроме того в этом чтении мы слышим, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Именно поэтому, когда царь Ирод Великий призвал книжников и спросил их, откуда произойдет Спаситель, они ответили ему - из Вифлеема, ссылаясь на это пророчество: И ты, Вифлеем-Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле.

Мы снова чувствуем этот акцент, что рождается именно Сам Бог, «Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Мал ли ты между тысячами Иудиными? - пророк указывает на то, что Господь придет не во славе и силе, не как победитель, а в образе раба. И родится он даже не в теплом доме, а где-то на окраине города - в хлеву. В богословии это называется кенозисом, умалением Бога, Который принимает на себя все человеческие немощи и несчастья. Он побеждает смерть, своим умалением - от Бога к человеку. Так Господь, спасая людей, не нарушает в них самое главное - свободу.

Наконец, тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их - отсюда Церковь знает, что многие из тех иудеев, которые до сих пор упорствуют, не признавая Мессией Иисуса Христа, в конце концов покаются и обратятся.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ИСТОЧНИКЕ

праздник

Previous post Next post
Up