Вчера просидел 4 часа в Электротеатре «Станиславский». Героически.
До финала.
Многие не смогли. Отток зрителей из зала начался через 30 минут. И не прекращался. Впереди меня сидели героические девушки, отбывшие в зале первое отделение, не сбежавшие после антракта и проёрзавшие на своих местах большую часть второго отделения. Но и они ушли за 15 минут до тотальной амнистии. Enough is enough.
Я в числе прочих театральных маньяков держался до победного.
Давали «Горький.Опыт: Чудаки». Нет, не порекомендую. Это очень-очень-очень-очень-очень-очень-очень ску-ш-ш-ш-ш-но!!!!!!!!
Казалось бы, чудаки скучными не бывают… Бывают! В Электротеатре бывают! Впору переименовать спектакль в «Зануды»!
Узнал на их сайте, что в Московском международном университете есть Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра. Вот как.
А на этой кафедре есть лаборатория «Варвары».
И вот они-то и замутили этот проект. Да, проект.
Заявленная цель проекта: попытка найти ответ на вопрос «кто я такой?»
(Тут мне сразу вспомнился Жаринов, который любит повторять, что Пелевин - это не писатель, а проект… Впрочем, не будем отвлекаться. Сейчас - не о них.)
Ну, так вот. Если вернуться к цели, то, на мой взгляд, этот проект так отвечает на поставленный вопрос: все мы сказочно скучны и одинаковы.
Ребята-актёры там славные, неплохие… симпатичные. К ним вопросов нет. Но их всех научили вести себя довольно картонно и шаблонно. Все произносят реплики, одинаково расхаживая по сцене или одинаково сидя на стуле. Все сопровождают свои слова жестикуляцией. Даже там, где надо бы использовать её поумеренней. Рискну заметить, что эта шаблонность приводит к тому, что мужские и женские персонажи становятся неотличимы. По сути на сцене есть только один персонаж. Серый кривляка. Энтропия зашкаливает.
И со сценической речью там проблемы. Нет, говорят они внятно. Но дело-то не в этом. Паузы, интонирование, эмоциональная окраска и пр. - всё это делает искусством сценическую речь и ораторское мастерство. Плюс индивидуальная речевая окраска.
Я тут давеча был на любительском студенческом спектакле. Студенты-технари. Так у них спектакль был многократно интересней! Да, это было дилетанство. Но с душой. И пульс жизни бился! Если угодно, нерв ощущался. У «Варваров» этого не было.
И про начальные паузы скажу. Это - да. Это фича! Паузы минуты на три-четыре в начале каждого действия - это, пожалуй, стильно. Не уверен, что оправдано. Но стиль ощущается. Что хотел сказать постановщих этими паузами? Что актёры перед отсебятиной импровизациями должны собраться с мыслями и погрузиться во внутренний мир пьесы? Что зритель должен спросить себя: а зачем я вообще сюда пришёл? В чём пафос?
Ответа нет. Каждый ответит по-своему.
Не подумайте только, что я закостеневший ретроград. Хотя... :)
Но вот Чеховщина и Макс Блэк в Электротеатре мне понравились. А тут что-то не сложилось. И таки я понимаю, что это этюды. Ну так что ж? Этюды тоже не должны быть скучными.
На этом закончу бурчать про постановку и скажу пару слов про саму пьесу.
--------------------------------------------------------------
* * *
Как заметил Юрий Иоффе: «Чудаки» - самая загадочная и провальная пьеса Горького».
https://vm.ru/entertainment/136944-yurij-ioffe-chudaki-samaya-zagadochnaya-i-provalnaya-pesa-gorkogo Да. Пьеса короткая, но непростая.
В начале пьесы Горький дал краткие инструкции, поясняющие, как он видит особенности своих персонажей.
Я, когда перечитал эти характеристики, сразу подумал: а ведь неплохо бы смотрелась постановка этой пьесы в стилистике дель-арте. С персонажами-масками. В веницианском гротесковом стиле с уклоном в отражение русских метаний и психологизма.
Было бы интересно. ИМХО. И герои-маски (арлекины, пульчинеллы, скарамуши и пр.) позволили бы сразу окрасить действие и преодолеть скуку и серость.
И вообще есть некая стилистическая близость между «Чудаками» Горького и «Тремя сёстрами» Чехова.
Все говорят-говорят-говорят… и ничего не делают.
Вечная российская обломовщина.
Это тоже можно было бы обыграть.
И я бы добавил музыки и пластики в постановку «Чудаков». Мне думается, это было бы уместно. (Ещё раз: это я пишу не про вчерашний мой визит в театр, а вообще.)
==============================
ВАЖНО!
Всё вышесказанное является частным личным мнением автора.
Никого обидеть, задеть и/или опечалить автор не хотел.