Тяжелая и ответственная роль выпала нынешнему поколению - развязывать противоречия и решать проблемы, унаследованные часто из далекого прошлого, поскольку иначе мы не сможем продвигаться в будущее.
Так, еще в 1054 году произошел раскол единой христианской Церкви, а мы должны решать эту проблему сейчас, потому что именно через Украину проходит кровавая граница этого разлома. Еще в 1596 году произошла Брестская уния, а согласия среди христиан Украины не достигнуто до сих пор, и дальше приходится убеждать взбаламученных в очевидном: где сохранилась уния, там в полной мере были сохранены и вера, и украинство.
Еще в 1654 году Богдан Хмельницкий побратал Украину с «единоверной» Москвой, а многие украинцы сих пор не верят в способность Украины жить самостоятельной государственной жизнью.
Еще в 1917 году народы России радовались падению империи, а имперские силы нынешней России все больше угрожают независимости соседних суверенных государств, и Украины, в частности.
Еще в том же 1917 году был провозглашен лозунг «Землю - крестьянам», а наши политики до сих пор спорят, стоит ли им эту землю отдавать.
Еще в 1929 году в результате сталинского «великого перелома» был переломан хребет нашему хлеборобу, но находятся и до сих пор люди, стремящиеся навеки сохранить это колхозное рабовладельчество, хотя и под другими формами...
Еще в 1945 году одержана победа над национал-социализмом, а мы до сих пор не осмыслили, а что, собственно, произошло и как нам оценивать эту победу ...
Каждая из названных проблем, к сожалению, не является чисто академической. Каждая из них присутствует в нашей жизни, используется противниками украинской государственности, делит наше общество на враждующие группы, грозит нам конфликтами и катаклизмами.
Сегодня на очереди - проблема отношения к празднованию 9 мая. Она и в дальнейшем будет яблоком раздора и объектом спекуляций, если закрывать глаза на правду о Второй мировой войне.
Если бы мировая война была лишь войной с национал-социализмом, то все было бы просто и ясно. Однако это была, прежде всего, война империалистическая - по цели, характеру и последствиям. Но признать это победителям было и есть невыгодно: одержанная ценой миллионов человеческих жертв победа над национал-социализмом и национально-освободительная борьба на территории имперского СССР - все это никак не вязалось с ялтинским разделением мира между империалистическими хищниками. Поэтому и на Западе, и на Востоке до сих пор выгодно игнорировать тот факт, что во время империалистической Второй мировой войны было три вида вооруженных противостояний:
а) борьба с немецким импернацизмом;
б) борьба с российским имперкомунизмом;
в) борьба национально-освободительная.
Все эти противостояния происходили не по отдельности, не последовательно, поочередно. Нет, они сплелись в сложный клубок, и каждая группа, которая олицетворяла ту или иную силу, вела смертельную борьбу на уничтожение с двумя другими. И в этих трех разных видах борьбы были свои союзники, свои герои и мученики, свои поражения и победы, свои победители и проигравшие.
Что мировая война не сводилась к борьбе с национал-социализмом, хорошо видно даже из нескольких примеров.
Кто разгромил Польшу, а затем устраивал совместные военные парады в ознаменование этой победы? - Импернацисты и имперкомунисты. С кем боролась Финляндия в 1939-1940 годах? - С советским имперкомунизмом. И поддерживала финнов в этой войне национал-социалистическая Германия.
На какой политической платформе собирал свою армию генерал Власов? - На платформе антикоммунизма и российского империализма. И делал это с благословения национал-социалистов.
С кем воевала польская Армия Крайова? - С немецким национал-социализмом, советским имперкомунизмом и украинским национально-освободительным движением ...
Кто боролся с национал-социализмом? Только коммунисты? Только СССР? - Нет! С национал-социализмом боролись и оккупированные ими народы Европы, и западные союзники, и имперкоммунистический СССР и национально-освободительные движения, в том числе украинское - ОУН-УПА ...
Кто боролся с коммунизмом? - С ним воевали импернацисты (и не по идейным, а из имперских соображений - в борьбе за «жизненное пространство»), их сателлиты, которым (в частности, восточноевропейским) победа коммунизма угрожала порабощением (Румыния, Венгрия, Словакия), национально-освободительные силы Польши, Прибалтики, Украины (а в рядах УПА - представители многих народов СССР).
Кто боролся против национально-освободительных устремлений порабощенных народов? - Гитлеровский национал-социализм и сталинский большевизм, а фарисейский и продажный политический Запад умыл руки и отдал их на расправу российскому имперкомунизму. И если война с национал-социалистическим оккупантом закончилась в мае 1945 года, то вооруженная борьба ОУН-УПА с российским имперкомунизмом без какой-либо поддержки извне велась еще более десятилетия. Когда будет отмечена их роль - борцов за свободу и государственность Украины?
Все ли участники Великой Отечественной войны сражались с национал-социализмом? - Нет! Значительная часть тех, что теперь маскируется под ветерана войны с национал-социализмом, на самом деле ни разу не выстрелили в немецкую сторону, а воевали с украинским народом, с ОУН-УПА - начав еще с сентября 1939 года. Они хотят сейчас праздновать СВОЮ победу ...
Во Второй мировой войне была не одна, а две победы, потому что в ней было два поражения.
Первая победа - это победа над национал-социализмом. Национал-социалистический режим был уничтожен, национал-социализм - осужден, национал-социалистические главари - повешены. Эта победа принадлежит всем, кто ее завоевывал - на фронтах и в тылу. И честь и хвала за это от нынешнего и последующих поколений принадлежит тоже им ВСЕМ. Но только им!
Потому что вторая победа - это победа (военная, но не идейная!) сталинского имперкомунизма над национально-освободительными движениями, в частности Польши, Прибалтики, Украины, над восточноевропейскими странами, проданными Западом, прежде всего США, имперской Москве, за участие СССР в разгроме Японии. Но за эту и другие свои «победы» коммунизм еще не дождался своего Нюрнберга...
Безнаказанность порождает новые преступления. И нынешняя конфликтная ситуация вокруг праздника победы вызвана желанием проимперских сил взять реванш за поражение, полученное от национально-освободительных движений конца 80-х - начале 90-х годов. Они хотят присвоить победу над национал-социализмом только себе, чтобы путем фальсификации сделать эту святую победу победой коммунизма и российского империализма, выдать себя за единственного спасителя народов мира, а тем самым обосновать свои нынешние посягательство на свободу и независимость своих недавних рабов.
Проимперские и прокоммунистические реваншистские силы нагнетают свое толкование этой победы, отсекают от нее ветеранов ОУН-УПА, чтобы разделять еще и этим наше общество, ослаблять его в ответственный момент национального государства и психологически готовить к новому игу. Для этого они и до сих пор с маниакальной настойчивостью противопоставляют тех, кто в рядах Красной Армии сражался с одним оккупантом, тем, кто в рядах ОУН-УПА боролся с обоими палачами украинского народа - национал-социализмом и коммунизмом.
Осознаем это, сделаем эту дату праздником победы народов мира над национал-социализмом, отдадим должное ВСЕМ тем, что боролись с национал-социализмом, - ликвидируем еще один повод для несогласия.
Но праздновать победу русского имперкомунизма над порабощенными народами, в частности над украинским, заставлять украинцев праздновать свое «освобождение» еще более жестоким оккупантом - и подло, и недальновидно. Зло все равно не восторжествует: оно обречено - и историей, и самим Богом.
А потому не станем подыгрывать зловредным антиукраинским силам. Начнем искать пути взаимопонимания и единения - во имя счастливого будущего Украины, во имя светлой судьбы наших современников и потомков.
Васыль Иванишин, 1995