М. Джексон Введение в системное мышление (начало)

Mar 30, 2015 19:16

Системный язык
Говоря простым языком, система - это сложный комплекс, функционирование которого как целого зависит от составляющих его частей и от взаимодействия между этими частями.
Один из способов изучения систем - редукционизм. Редукционизм разбивает систему на частей и изучает эти части для того, чтобы понять деятельность системы в целом. Однако редукционизм упускает из виду сложные процессы взаимодействия между частями, а именно в этих процессах и состоит смысл существования и самых частей.
Холизм предполагает, что система - это нечто большее, чем сумма составляющих ее частей. Конечно, холизм изучает и части системы, но для него важнее понимать, какую роль эти части играют в функционировании системы как целое.

Философия
Платон и Аристотель определили некоторые понятия, на которых основывается системное мышление. Аристотель полагал, что части тела только тогда имеют смысл, когда способствуют функционирования всего организма человека. Используя эту аналогию, Аристотель определял, как граждане должны относиться к государству. Платон интересовался вопросами управления государства - как изменить деятельность государства в целом, воздействуя на отдельных индивидов, через которых далее пройдут процессы изменений.
Холизм, как философская система, был забыт на многие века, пока интерес к нему не проявился в 18 веке среди европейских мыслителей. Особое значение для развития холизма имели Кант и Гегель. Гегелевская диалектика - это ничто иное, как холистический взгляд на развитие и жизнь: единство и борьба противоположностей, цепочка «тезис - антитезис - синтез», развитие по спирали с повторением на новом витке уже пройденного этапа.

Биология
Биология была, вероятно, первой из естественных наук, которая стала широко использовать понятия системного мышления и холизма в своей практике. Биологи первыми обнаружили все недостатки редукционизма в понимании сути функционирования живого организма. Организм поддерживает себя в стабильном состоянии постоянно обмениваясь информацией с окружающей средой, а также путем внутренних изменений с целью лучшего приспособления к требованиям среды. Части организма рождают эмергентные качества, которые не могут существовать отдельно от системы и сущность которых нельзя вычислить по характеристикам тех частей, которые эти качества создают.
Людвиг фон Берталанфи является наиболее известным ученым, который утверждал, что живые организмы должны изучаться только как сложные системы. В 1950 году опубликовал статью, в которой проводил четкую грань между открытыми и закрытыми системами. Открытые системы получают входящие продукты или информацию от окружающей среды, преобразовывают их и затем возвращают среде уже продукты и сигналы своей деятельности.
Заслуга фон Берталанфи заключается в том, что он первый предложил рассматривать принципы деятельности открытых систем, изучаемых им как биологом, на любые другие открытые системы, в том числе социальные и экономические. Созданная им теория была названа «общая теория систем».
В 1980 биологи Матурана и Варела пришли к иному заключению. По их мнению живые организмы представляют собой в большей степени закрытые системы, чем открытые. Основу выживаемости организма составляют именно внутренние взаимосвязи, находящиеся в аутопоэтическом состоянии (от греческого autopoietic - «самовоспроизведение»). Естественно, что аутопоэтические системы взаимодействуют с окружающей средой, но изменения под влиянием среды происходят крайне редко и лишь когда отсутствие таких изменений может привести к гибели.

Кибернетика
Кроме фон Берталанфи, другим отцом-основателем теории систем называют Норберта Винера. В 1948 году Винер опубликовал работу с описанием принципов кибернетики - науки о контроле и обмене информацией у животных и машин. Два основных понятия кибернетики - это контроль и обмен информацией.
Винер подчеркивал особое значение в деятельности систем негативные петли обратной связи. Система получает негативную информацию от внешней среды, перерабатывает ее, производит внутренние изменения, сравнивает результат с новой информацией от среды и вновь изменяется пока не достигнет поставленной цели. Примером такой системы может служить термостат, запрограммированный на поддержании определенной температуры в помещении. Как только температура изменится, термостат получает негативную информацию, включается, чтобы изменить температуру до нужной и будет продолжать работать до тех пор, пока вместо негативной получит позитивную информацию - заданная температура достигнута.
Для того, чтобы понимать природу системы, вовсе необязательно знать ее внутреннее строение. Вполне достаточно того, чтобы как она реагирует на петли негативной обратной связи, т.е. какова ее цель и что она пытается достигнуть. Внутреннее содержание такого «черного ящика» может быть невероятно сложным, но поведение системы может быть хорошо прогнозируемо.

Теория менеджмента
Существуют по крайней мере две основные формы соединения принципов системного мышления и теории менеджмента. Первая, вполне в духе научного менеджмента, направленного на оптимизацию процессов, использует положения системного инжениринга. Вторая форма строится в большей мере на принципах открытых систем, где организация рассматривается скорее с позиций биологической системы.
Оба этих подхода столкнулись с серьезными трудностями, т.к. любая человеческая система является целенаправленной, исходя из собственных внутренних целей в отличие от систем, в которых цели задают инженеры. Биологические системы нацелены на выживание и также имеют цели, но это цели, которые диктует им окружающая среда, а не то, что они сами думают о себе. Социальные системы, включающие в себя людей, могут создавать себе цели сами внутри системы и эти цели могут не совпадать и даже противоречить целям, которые приписывают организации системные инженеры или менеджеры - управленцы. Социальные и организационные системы имеют множество целей.
Для понимания целенаправленных организационных систем выделяют внешних агентов, которые имеют интерес в результатах деятельности системы, например, акционеры или поставщики. Агенты, принимающие решения, имеют власть над изменениями в деятельности системы. Актеры системы выполняют базовые функции в соответствии с своими ролями. Клиенты или потребители получают выгоды или невыгоды от результатов работы системы. Ответственные за проблемные вопросы заботятся об отдельных аспектах функционирования системы. Свидетели ощущают на себе работу системы, но не могут реально повлиять на ее деятельность. На аналитиках лежит работа по выдвижению предложений об улучшениях и исправлениях в системе.
Так как цели являются продуктом человеческого разума, необходимо принимать во внимание те модели сознания, с помощью которых определяются цели. Эти модели зависят от сложившейся культуры, идеологии, образования, опыта и ценностей. С помощью этих моделей факты действительности объясняются и интерпретируются. Подобного рода модели называются немецким словом Weltanschauung (в переводе - «общий взгляд на мир» или «образ мира»).
Понимание «образа мира» необходимо для того, чтобы можно было внести изменения в систему. Если эти изменения укладываются в общий «образ мира» можно говорить об изменениях первого уровня, которые проходят сравнительно безболезненно. Для изменений второго уровня необходим слом основополагающей модели, самого «образа мира», что во многих случаях невозможно, пока система состоит из людей, для которых эта модель стала закрепленной на самом базовом уровне.
Пути изменения «образа мира» стали основным полем изучения т.н. «мягкого системного мышления», где сталкиваются в единстве и борьбе гегелевские диалектические противоречия: тезис и антитезис, способные в результате привести систему к новому состоянию или синтезу.

Еще одна важная проблема, касающаяся социальных систем, заключается в определении границ самой системы, а также систем окружающей среды. В отношении машины или животного границы можно определить достаточно четко. В отношении социальной организации границы могут быть проведены десятками разных способов и каждый раз от этих границ будет зависеть и функционирование системы.

Физика
Системное мышление родилось как смежная между науками дисциплина в 40-х и 50-х годах главным образом в противовес набирающему влияние в науке редукционизму и неспособность редукционизма объяснить сложные явления в биологических и социальных науках. Некоторое время даже казалось, что системное мышление - это антипод научному методу, свойственному, например, физике или химии.
В последнее время оказалось, что это не так. Появились новые теории, построенные именно на системном мышлении, синтетическому подходе и холизме. В физике, например, это квантовая теория. В химии - теория диссипативных структур.
Квантовая теория ввела новое понимание независимости и структуры причинно-следственных связей. Теория диссипативных структур определила принципы самоорганизации. Появилась новая общая теория систем, пролагающая себе дорогу в науке под знаменем теорий хаоса и сложности.
Теория сложности изучает системы непредсказуемые, управляемые случаем, находящиеся в хаотическом состоянии. С помощью обычных научных методов поведение таких систем не объяснить. Последователи теории сложности согласны с этим и понимают бесполезность искать порядок в системах, руководимых сотнями случайных воздействий, как внешних, так и внутренних. Путь случайных взаимодействий может привести к тому, что один взмах крылышками бабочки в джунглях Амазонки в конечном итоге может привести к тайфуну в Китайском море.
Однако какой бы ни была сложной и непредсказуемой система, она тем не менее на определенных уровнях демонстрирует очень понятные и предсказуемые структуры, называемые «странными аттракторами». Такая природная система как ураган подвержена влиянию десятков тысяч факторов, находящихся друг с другом в сложнейших взаимоотношениях, но любой ураган всегда будет приобретать спиралевидную форму. Каждая отдельная снежинка неповторима, невозможно предугадать ее вид, но общая форма всех снежинок одинакова - то, что в теории сложности называется «фрактальным целым».
Изучая сложные системы исследователи обнаружили «край хаоса» - это узкая зона между полным хаосом и порядком. Именно на краю хаоса сложные системы приобретают новые возможности самоорганизации или открывают новые революционные инновации, необходимые для выживания. В биологии все эволюционные скачки, спасительные мутации, инновационные инструменты выживания происходят именно на краю хаоса, когда казалось, что биологическая система распадется и исчезнет.

на память

Previous post Next post
Up