Зачем нужно публичное правосудие? Не лучше ли молчать о маньяках и серийных убийцах и жить спокойно в неведение? Не освещать катастрофы и не рассказывать про человеческие беды? Ответ - нет! На правду, даже столь жестокую, есть спрос.
Безусловно, есть люди, которым тяжело даже думать об убийствах и похищениях, не то, что смотреть судебные записи или читать статьи о расследовании. Как правило, такие люди избегают даже выдуманных криминальных детективов. Хотя, возможно, это лишь циничная попытка выглядеть образцовым идеальным индивидуумом с кристально чистой психикой? Потому что, как не отрицайте, но на огонь смотреть завораживающе притягательно.
Вам когда-нибудь было стыдно за нездоровое любопытство?
Да-да, то самое любопытство, когда вы видите документальный сюжет с черно-белыми фотографиями места преступления, пожарища или землетрясения, видеофрагментами низкого качества, рваные обрывки свидетельств очевидцев, записанные со слов?
И в центре сюжета - убийца или стихия. Его жертвы всегда на втором плане. Всем интересно узнать о хаосе первого порядка - о том, что произошло не на скамье подсудимых, не постфактум, а в момент трагедии. Тот самый огонь, на который смотреть так притягательно, но который поглотит вас, окажись вы рядом.
Хорошо, что есть прозрачная и безопасная стена экрана или бумаги. Выдохните, перед вами всего лишь история. Книга. Киносюжет. И всё-таки она реальнее, чем всё, что вы когда-либо испытывали. Это не ваша беда, не ваша катастрофа, но вы невольный ее участник. Почему такие истории запоминаются лучше всего? Почему наш мозг любит истязать нас, сохраняя в памяти самое ужасное?
Природа создала нас невротиками
Выйдите из зоны комфорта - популярный совет, причём научно обоснованный. Наш мозг не видит смысла меняться, если не чувствует опасности. Поэтому, если хотите «стать другим человеком», знайте, что, во-первых, это реально (термин «нейропластичность» как раз об этом). А во-вторых, чтобы измениться, нужно страдать - это факт.
Люди не умеют НЕ волноваться. Стресс для нас естественен, но не фоновый, как назойливый шум соседей за стенкой, а резкий и редкий стресс, как удар молотка. При этом природа - штука умная: подвергать людей опасности, только чтобы они чему-то научились, неэффективно. Слишком велик шанс просто не пережить травмирующий опыт. Какая тут учёба на горьком опыте? Поэтому наш мозг полюбил истории о бедах, которые пережили наши соплеменники. И чем ярче был рассказ соплеменника о пережитой беде, тем лучше наш мозг реагировал и запоминал.
Только подумайте, все первые истории, вся первая коммуникация первобытных людей была именно о чём-то опасном и захватывающем! А зачем ещё измотанному собирателю или охотнику сидеть часами перед костром, а не идти спать и набираться сил? Чтобы узнать, чем же закончился побег того паренька от тигра! Запойный просмотр Netflix существовал уже тогда!
Так что книги и фильмы о катастрофах - потомки первобытных рассказов у костра. Те самые истории, которые дают нам шанс почувствовать страх и шок, сидя в тёплом кресле под пледом. Читая, мы буквально проживаем эти события, получаем практическую информацию о том, как нужно вести себя в критических ситуациях. И всё это в условиях полной безопасности. А за психику не переживайте - лучше сидя дома и мотая на ус, чем в реальности и без малейшей идеи, что же делать.
Что почитать, если интересен True Crime?
True Crime - это и жанр нон-фикшн литературы, где авторы анализируют реальные преступления.
Серия книг
«Настоящее преступление» - это подлинные истории громких преступлений, настоящая классика жанра true crime, ставшая основой для популярных сериалов и фильмов. Профессиональные криминологи и пытливые журналисты работали над подробным изложением этих громких преступлений. Одиозный Чарльз Мэнсон и Джек-потрошитель, король Пабло Эскобар и Сын Сэма, маньяки, аферисты, государственные преступники и наркокартели - все эти монстры в человечьем обличье и стали героями серии «Настоящее преступление».
А вот бестселлер New York Times
«Американский хищник» - это история, возможно, самого циничного серийного убийцы в истории США. Никто точно не знает, сколько людей Израель Киз отправил на тот свет, предварительно истязав. Это правдивая история, которая леденит кровь, но перестать читать её невозможно.
Как ему удавалось избегать наказания 14 лет? Как ни разу не попался, хотя летал за своими жертвами в другие города и исчезал на следующий же день после зверства? Ловят таких зверей всегда одинаково: одна случайно выжившая жертва. Однако даже будучи пойманным, Израель Киз оставил последнее слово за собой.
Когда некого отправить за решётку
Стихийное бедствие типа землетрясения или наводнения избежать невозможно. Зачастую их нельзя предсказать даже за сутки. Если бы предварительная эвакуация была вариантом, не было бы трагедии Фукусимы или феномена урагана Катрины. Как действуют люди, осознав, что противник непобедим? Прятаться, бежать, спасаться - эти варианты могут и не помочь, примени их в неправильной последовательности.
Выжившие счастливцы - люди, которые могут поведать о пережитых испытаниях. Причём всегда интересно читать нон-фикшн книги как бы от первого лица - в полу-художественном формате. Именно так написан роман
«Пять дней после катастрофы» -история об урагане Катрина, бушевавшем в Новом Орлеане в 2005 году. Эта книга выросла из статьи Шери Финк, завоевавшей Пулитцеровскую премию.
Автор провела собственное расследование, опросила более 500 очевидцев и участников тех роковых событий. В центре - Мемориальный медицинский центр Нового Орлеана. Тысячи людей: тяжелобольные пациенты, родственники и медперсонал - на пять дней были отрезаны от внешнего мира. Что было делать врачам, которые смотрели на страдания обреченных умереть без электроприборов и лекарств людей?
Клятва Гиппократа в безвыходных условиях или массовое убийство из милосердия? Смерть в мучениях или избавление от страданий?
Мать-природу в той катастрофе трудно обвинить, а вот власти, которые целых пять дней не могли начать действенную и массовую эвакуацию - можно вполне. Чтобы подобных в первую очередь гуманитарных, а не природных катастроф, не повторялось, и нужно писать такие статьи и книги.
В августе 2022 года на сервисе Apple TV+ вышел одноимённый мини-сериал с Верой Фармигой («Мальчик в полосатой пижаме» и «Мотель Бейтса») и Черри Джонс («Рассказ служанки» и «Двенадцать друзей Оушена») в главных ролях. Поистине душераздирающее зрелище о людях, которым повезло пережить ураган.
Зачем читать книги о преступлениях и катастрофах?
Равнодушных к True Crime историям нет. Вы можете либо жадно читать их, либо отводить глаза в страхе, можете хулить и считать аморальными, но одно можно сказать точно: любая катастрофа, всколыхнувшая общество, любое жуткое преступление даёт официальным представителям и правоохранительным органам пищу для размышлений.
Изменить прошлое нельзя, но вот предотвратить повторение подобных событий в будущем - можно. И писать о пережитых ужасах нужно предельно откровенно и подробно, ведь нельзя спрятать под ковёр очевидные промахи целой системы, раз об этом уже написано. На ошибках нужно учиться!
Научат ли такие реалистичные книги чему-то любопытных читателей - вопрос открытый. Ведь опыт переживших любую катастрофу - ценнейший источник информации. То, что всегда искали и уважали наши далёкие предки в первобытные времена - причина, по которой нам так интересны истории о чужом горе. Помогут ли вам свидетельства выживших счастливчиков действовать более разумно и аккуратно перед лицом собственных испытаний? Возможно. Но это уже совсем другая история...