Назад в СССР

Feb 10, 2023 17:25





«Золотой воскресник» Марины Москвиной - это источник света в серости будней. Сборник составлен из историй и воспоминаний об ушедших советских временах и известнейших людях из мира искусства: Юрий Никулин, Слава Полунин, Тонино Гуэрра, Виктор Чижиков, Дина Рубина, Рина Зеленая, художники, издатели, музыканты, актеры, странствующие менестрели - все они виновники смешных, странных и грустных случаев, которые, как драгоценности, много лет собирала автор. Блюзовый драйв этой книги приглашает превыше всего ценить жизнь - ведь другой, лучше этой, уже не будет.

«Золотого воскресника» можно начинать читать с любой страницы - смехотерапия (или как минимум улыбка) гарантирована! Предлагаем в этом убедиться на примере нескольких отрывков из книги.

Жил на свете суфийский мистик, звали его Абдулла. Однажды его спросили, почему он всегда веселый? Тот ответил: “Когда-то я был таким же печальным, как ты, и вдруг меня осенило: это мой выбор, моя жизнь! С тех пор каждое утро, просыпаясь, я спрашиваю себя: «Абдулла, настал еще один день. Чего ты хочешь? Страдания? Блаженства? Что ты выберешь сегодня?» И всегда так получается почему-то - что я выбираю блаженство…”

***

- Я имела неосторожность, - сказала мне Дина Рубина, - вывалить все свои байки, которые я накопила за целую жизнь, в книжку “Больно, когда смеюсь”. Теперь на выступлениях я вынуждена просто читать свои рассказы, потому что все уже всё знают и читали.



- Так, значит, не надо этого делать? - спрашиваю. - А я как раз именно этим сейчас и занимаюсь: вываливаю все свои байки…

- И правильно делаешь! - горячо воскликнула Дина. - Публика это обожает!

***

Юрий Никулин дружил с моим дедом Степаном Захаровым, в поселке Кратово он частенько заходил в гости вечерами гонять чаи (и не только чаи!). Степан был большой хохмач и шутил напропалую над всеми, невзирая на лица. Рыжий, конопатый, хромой, сам себя дед называл мордоворотом. “Я иду, а на меня все морды воротят”, - с гордостью говорил он.

***

Летим в Прагу на книжную ярмарку. В аэропорту Домодедово в кофейне сидит Андрей Георгиевич Битов. Я устроилась поодаль и наблюдаю, как он бросил сумку на полу возле столика - у него был кожаный портфель на длинном ремешке, видавший виды, - и ушел в книжный магазин, купил несколько толстых книг и минут через двадцать вернулся. В аэропорту! Это показалось мне величайшим актом доверия человечеству.

***

- Человек, который меня хвалит, - говорил художник Сергей Бархин, - я чувствую, начинает мне нравиться чуть-чуть больше. А кто ругает - чуточку меньше…

***

“В окне я вижу Исаакиевский собор, - писал нам Резо Габриадзе, - по этим улицам когда-то пробегал великий Пушкин. Поверь, Марина: двести лет - это всего лишь вспышка и больше ничего…”

***

Пригласили на телеканал “Культура” изучать хинди в передачу “Полиглот”. Ночи напролет я зубрила, записывала, выписывала, ни свет ни заря освежала в памяти, глотая слезы. Уже у всех начало получаться - у литературного критика Саши Гаврилова, пианистки Полины Осетинской, актера Володи Дыховичного, прекрасная Алиса Ганиева вообще заговорила на хинди посреди первого урока, - только не у меня!

- Единственное, к чему Маринка относится серьезно, - это хинди, - вздыхал поэт Юрий Кушак, специально пронаблюдавший 16 серий - узнать, запомню я хотя бы одно слово или нет.

Я запомнила два: “намастэ” - в переводе “здрасте” и “забардаст” - “потрясающе”.

***

Мы с Лёней записались в программу “Московское долголетие” на цигун. В своей вступительной речи мастер Ли Минь дал несколько оздоровительных древнекитайских советов: есть исключительно теплую пищу, поменьше фруктов и ни в коем случае не заниматься сексом в пять часов утра.

Я конспектирую. А Лёня:

- В пять утра можешь не записывать...

***

В редакции журнала “Мурзилка” празднуем Новый год. Собрались детские писатели, художники, пир горой. Патриархи - поэты Роман Сеф, Ирина Токмакова, Яков Аким, главный редактор Татьяна Филипповна Андросенко восседают за отдельным столом. Я пристроилась к ним на край скамеечки, подняла бокал и так искренне, от всей души говорю им:

- Здоровья! Здоровья! - и упала под стол.

***

Резо Габриадзе - проездом из Лозанны в Тбилиси:

- Алло? Марина? С днем рождения! Желаю вам сохранить красоту еще хотя бы на год…

***

Когда я уходила из Ленинки, за мной долго бежала какая-то старуха и кричала:

- Девочка! Девочка!

Я обернулась, и она разочарованно сказала:

- А я думала, что вы девочка. Вы сзади такая красивая.

***

Всю жизнь я мечтала послушать лингвиста Вячеслава Иванова, столько слышала про него от разных почитаемых мною людей. А когда мечта сбылась, и в Дубултах, в Доме творчества, он читал неописуемо интересную лекцию о семиотике, я позорно заснула на первом ряду. Единственное, что меня утешало, - рядом со мной крепким сном спала поэт Марина Бородицкая.

Подробнее о книге



Какие ассоциации у вас вызвали эти фрагменты из книги?

ссср, редакцияеленышубиной, динарубина, издательствоаст, селебрити, риназеленая, книги, юрийникулин, современнаялитература, современныеавторы, знаменитости, лучшиеавторы, чтопочитать, литература, советскийсоюз, лучшиекниги, славаполунин

Previous post Next post
Up