Ваан КОЧАР “Армянские фотографы”

Mar 16, 2008 15:57

Недавно в руки ко мне помалась огромная книга Ваана КОЧАРА “Армянские фотографы”, которую я смотрел больше часа, и решил приобрести. думаю до конца недели я буду обладателем этой очень важной и интересной книги!!!

Ваан КОЧАР “Армянские фотографы”
Это действительно культурное событие, так как впервые собраны воедино данные о более чем 500 фотографах-армянах, работавших в России, Франции, Турции, Аргентине, Иране, Египте, многих других странах и, разумеется, в Армении. Труд совершенно грандиозный, многолетний и успешный. Ваан Кочар - сын крупнейшего фотографа, варпета Андраника Кочара, династически перенявший отцовскую профессию и осуществивший его мечту. Светлой памяти отца и учителя он и посвятил свой сыновний труд. Андраник Кочар, репатриировавший на родину, много лет собирал старые армянские фотографии, биографические сведения об авторах, а также их фирменные “лейблы” и штампы. Дело, начатое отцом, Ваан продолжил с пылкостью и сознанием его важности. Ведь, как ни странно, как ни досадно, ничего подобного ранее никто не делал. Это в то время как мы, армяне, имеем завидную национальную фотографию, целый пласт культуры, доселе небрежно отодвигаемый подальше. По логике, давно уже могли быть изданы и исследования, и альбомы - авторские, хронологические и прочие. Не случилось. Кроме нескольких парадных агитпроповских советских альбомов - по большому счету ничего.

Армянский взгляд на мир. Сквозь объектив

Андраник Кочар глядел в будущее - и собирал. Десятки пахнувших историей “лейблов” представлены в этой книге. Они интересны во всех отношениях, в том числе в геополитическом. “Фотография Оганнеса Куркчяна в Эривани, Александрополе и Арзруме”, “В.Барканофф. Рю де Пале. Тифлис”. Автор награжден не одной золотой медалью, а также похвальным дипломом в Вене и Дипломом прогресса в Тулузе в 1881 г. Мелькают фирменные знаки “Артюр Меликянц” (Тифлис), “Жозеф” (Тифлис), “Серобэ” (Шуша), “Паланджян” (Сарыкамыш), “Асланян” (Вена), “Галустян” (Цюрих), “Меликян”, “Вартанянц”, “Меликян” (Баку). Последний был награжден золотой медалью на Бельгийской художественной выставке.

Всех не перечислить. Огромный регион - Кавказ, Ближний и Средний Восток, арабский мир, Северная и Южная Америка - сотни армянских имен. Определенно светопись пришлась соотечественникам по душе. И в каждой стране наряду с рядовыми мастеровыми ярко сверкают имена больших мастеров. Среди пионеров армянского фотоискусства были блестящие “Абдулла Фрер” - Виген, Геворг, Ованес и Степан Абдуллахяны, чья деятельность началась в 50-х гг. XIX в. в Константинополе. Они издали более полусотни альбомов со своими фотографиями Турции: виды, города, архитектура, быт народов, ее населявших. Их снимки весьма ценились на Западе, и “Абдулла Фрер” стали в известной степени достопримечательностью Константинополя. У них фотографировались наследный принц Уэльский Эдуард, король Пруссии Фредерик III, кайзер Франц-Иосиф - целый сонм вельможных особ и деятелей. Благодаря объективу “Абдулла Фрер” зафиксирована и жизнь Западной Армении.

Книга, сделанная Вааном Кочаром, рассматривается как интереснейший альбом и читается как увлекательный документальный текст. Сведения и имена, неожиданные даже для продвинутых культурологов. Арам Альбан - знаменитый портретист, работавший в Египте, Бельгии, Франции; Джон Гаро, он же Ованес Кароян, американский мэтр, снимавший политических деятелей, например, президента Кулиджа и звезд - отметим хотя бы Энрико Карузо. Понятно, абы у кого они не фотографировались бы; Ара Гюлер (Ара Тертерян) - отец турецкой художественной фотографии, чей 80-летний юбилей исполнится в этом году. Он снял прекрасные пейзажи, жанры и портреты безвестных простолюдинов и Хичкока, Дали, Пикассо, Теннесси Уильямса и других “суперменов”; конечно, Ида Кар - женщина-классик и миф, чья камера создала иконные портреты Фернана Леже, Бертрана Рассела, Ильи Эренбурга, Сомерсета Моэма, Джакометти - ряд очень длинен; Перч Прошян - писатель и отличный фотограф; Юсуф Карш - Овсеп Каршян (его столетие фотомир непременно отметит в нынешнем декабре) - портретист: Черчилль, Энеску, Маньяни, Эйнштейн, Сибелиус, Пикассо, Лекарбюзье, Камю, Шоу, Стравинский, Дисней - десятки ликов ХХ века; Эрик Григорян, получивший Гран-при на Уорлд Пресс Фото в 2002 году; Антуан Хан Севрюгин (Севрукян или Сегрувян) - знаменитый мастер, работавший в Иране и оставивший бесчисленное множество ценных и высокохудожественных кадров; Арам Вруйр - потрясающе снявший Ани, джугинские хачкары, памятники армянской архитектуры.

В книге значительное место выделено фотографам, работавшим в регионе, конкретно в Армении. Тер-Гевондян (Тифлис). Это он автор классических портретов Хримян Айрика, князя Лорис-Меликова, Акопа Пароняна, Габриэла Сундукяна. Ереванец Гегам Тарвердян, награжденный золотыми наградами в Роттердаме и Риме. (А мы говорим - захолустье...) И, наконец, сам покойный мэтр Андраник Кочар - художник безукоризненного вкуса, острого глаза и, главное, души и сердца. Кочаровские портреты, пейзажи Армении, натюрморты - золотой фонд армянской фотографии. Черно-белые шедевры дивной, немеркнущей красоты.

Мы несколько увлеклись перечислением имен наиболее знаменитых и малознакомых, но тоже очень знаменитых фотографов прошлого и настоящего, в том числе зарубежных, однако в книге В.Кочара десятки великолепных мастеров-художников, работавших и работающих в Армении. Их имена знают многие. Примечательно, что Ваан отбирал не только те фотографии и авторов, которые подпадают под категорию художественного фото, но всех - павильонщиков, репортеров, любителей. Это справедливо для создания общей картины. Тем более что грани между профессионалом и любителем часто размыты до неузнаваемости. Отягченный супертехникой индивид не обязательно снимает шедевры, а владелец мыльницы может сделать оригинальные кадры. Так вот, есть в книге картинки, сделанные бесхитростно снимавшими соцдействительность фотографами. Они вызовут, может быть, улыбку, но они - след времени. Того, что ушло. В них море информации и терпкий дух социализма. Разве плохо?

Создать такую книгу - труд кромешный. То, что оставил сыну Андраник Кочар, Ваан, сам прекрасный фотограф, приумножил и обогатил. Самое трудное было сладить с представителями нового времени. Достаточно характерный пример: один из фотографов потребовал в обмен на свои снимки для книги... гонорар - мол, коммерческое предприятие. Не потому ли, подумалось, в течение десятилетий не было ни подобной книги, ни международного признания советско-армянских светописцев, ни даже краткой истории армянской фотографии. То-то...

Отец и сын Кочары сделали огромное дело. Эта книга - основа основ. Она, конечно, может быть дополнена. Сейчас Ваан готовит энциклопедический справочник, и список новоявленных имен пополняется все время. Так что если у кого дома есть старые фотографии, хорошо бы их показать Ваану, может быть, среди авторов будут и неизвестные. Для снятия копий. Для истории. Ваан Кочар непременно хочет исполнить и другую мечту Кочара-старшего. Музей армянской фотографии. Кому как не ему этим заняться. К сожалению, ни в одном перспективном плане или даже концепции развития культуры о музее ни строчки. Опять полное непонимание соответствующих ведомств. Того же Министерства культуры... Хотя, кажется, руководство фотографию очень даже жалует.

Карэн МИКАЭЛЯН
http://www.nv.am/14feb/kultura.htm

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБ АРМЯНСКИХ ФОТОГРАФАХ
В 1856г. молодой миниатюрист и ретушер Вичен Абдуллахян зашел в известный в городе Бера (Турция) фотосалон немца Рабаха и предложил свои услуги. Устроившись на работу, Вичен в короткий срок освоил искусство и технику фотографии и спустя два года вместе с братьями Геворгом и Ованнесом стал полноправным владельцем этого салона. С 1858г. фотосалон братьев Абдуллах стал самым посещаемым в городе, а мастера обрели титул придворных фотографов султана. С этого времени началась история армянской фотографии, отображенная в вышедшей недавно в свет книге "Армянские фотографы".
Автор эксклюзивного издания - армянский художник и фотограф Ваан КОЧАР, унаследовавший от отца, известного фотомастера Андраника Кочара не только профессию, но и мечту - собрать воедино имена армянских фотографов, работающих в разных уголках земного шара, и представить их миру.


Андраник Кочар всю жизнь собирал материалы о творчестве своих известных и малоизвестных коллег. В результате набрался огромный архив, включающий в себя сведения о фотографах XIX-XX веков, работавших в разных жанрах этого вида искусства. По мысли А. Кочара, на основе архива можно было открыть музей-институт армянской фотографии, где бы систематизировалось и хранилось богатейшее наследие, действовала постоянная экспозиция работ фотографов-армян из разных стран, библиотека и фотолаборатория, проходили выставки, научные конференции. Андраник Кочар предполагал также издание периодического журнала на армянском языке, книг с лучшими работами фотографов - профессионалов и любителей, имеющих свой авторский почерк, внесших определенный вклад в развитие отечественного фотоискусства, и осуществление иных программ исторической, культурной и социальной значимости. Однако реализовать задуманные проекты мастеру так и не удалось.
После смерти А. Кочара его сын Ваан решил продолжить начатое дело. Разбирая домашние архивы, он обнаружил множество ценных материалов, указывающих на большой вклад армян в развитие отечественной и мировой фотографии. Среди них - и мастерские портреты политической, религиозной и культурной элиты разных стран, видных деятелей армянской науки и искусства, автопортреты и неповторимые работы мастеров XIX-XX вв. , проживающих в Азии, Европе и Америке, сведения о самих фотографах, информация о фотографах, участвовавших и побеждавших на различных международных конкурсах. Однако самым интересным оказались оригиналы и копии именных штампов отдельных мастеров и частных фотосалонов XIX начала XX вв. , на заднике которых указывались их имена и названия салонов.
На основе этого архива Ваан Кочар и решил собрать книгу. Связываясь с современными фотографами, с потомками известных мастеров прошлого, он в течение 7 лет дополнял имеющиеся материалы необходимой информацией и фотоснимками. Большую помощь в работе над книгой оказали Музей литературы и искусства им. Е. Чаренца, частные коллекционеры, друзья и коллеги Ваана Кочара. В итоге были собраны сведения о жизни и деятельности нескольких десятков мастеров, около 150 из которых вошли в первое издание из 448 страниц. Дополнительные 8 страниц, на которых были размещены имена еще 400 фотографов-армян, по ходу работы были изъяты автором с намерением включить их с более полной информацией в последующие издания об истории армянской фотографии. В настоящее время у В. Кочара набран компьютерный материал еще на три тома по 350 страниц каждый. Энциклопедия же "Армянские фотографы" тиражом 1000 экземпляров вышла в свет в издательстве "Тигран Мец" при спонсорской поддержке ныне покойного премьер-министра Армении Андраника Маргаряна.
Композиционно книга поделена на 4 раздела. В первый вошли именные штампы мастеров и фотосалонов, во втором представлены биографические справки о фотографах. Третья часть наряду с биографиями содержит портреты самих мастеров, в четвертой же к ним добавлены творческие работы некоторых из них. В целом в издание включено около 750 фотографий.
Интересно цветовое решение книги: часть представленных в ней фотографий, сделанных мастерами XX века, подана в черно-белом решении, работы же фотографов XIX века, а также их именные штампы отпечатаны с легким коричнево-желтым оттенком, что создает эффект старины.
Критерий отбора фотографов, представленных в книге, был довольно прост: профессионализм, опыт работы в павильонах, участие и победы в фотоконкурсах. Наиболее известные из победителей международных конкурсов, удостоившиеся двух золотых медалей, - Антуан Хан Севрюгин, личный фотограф персидского султана, получивший право снимать не только официальных гостей, но и султанский гарем, и Гегам Тарвердиянц, которому принадлежат характерные социальные фотографии, снятые в старом Ереване. В книгу вошла и интересная фотография Тарвердиянца, снявшего празднование собственной "золотой свадьбы" в кругу семьи, а также могила мастера, фотография которой сделана В. Кочаром в процессе работы над изданием. Звания победителя конкурса World Press Foto удостоены еще два героя настоящего издания - Эрик Григорян (Тегеран) и директор Агентства Associated Press Гарри (Арутюн) Гунтагджян (США).
Среди мастеров фотопортрета, запечатлевших живые образы именитых представителей культуры, науки и политики, в книге "Армянские фотографы" представлены Гавук Арто (Канада) , Акоп Семерджян (Франция) , Самвел Хандикян, Рафаэл Амбарцумян, Вазген Касабян, Григор Чололян (Франция) , Бабкен Мависакалян, Гурген Мисакян и другие. Работы, на которых засняты красочные пейзажи, принадлежат Грачику Казаряну, фотографии же, запечатлевшие историко-архитектурные памятники Западной и Восточной Армении, - таким мастерам, как Вруйр Арам (конец XIX - начало XX вв.) , Ованнес Кюркчянц и другим.
Достойное место в книге отведено и основателям армянской фотографии братьям Абдуллах, братьям Аветисовым (Ахалцихе) , семье бакинских фотографов Закиян, глава которой Семен Закиян первым в Азербайджане был удостоен звания заслуженного деятеля культуры, фотохудожнику с мировым именем Ара Гюлеру (Турция) , а также многим современным фотографам - профессионалам и любителям из Армении и других стран. На страницах книги "Армянские фотографы" можно встретить и имена женщин-армянок, внесших свой вклад в развитие отечественной фотографии.

Магдалина ЗАТИКЯН
http://www.golos.am/index.php?option=com_content&task=view&id=16201&Itemid=53

Известнейшие армянские фотографии - http://517design.livejournal.com/133180.html

интересно

Previous post Next post
Up