Учимся вместе

Oct 18, 2012 17:53

За n лет в журналистике я хорошо усвоила одно правило: материал всегда выглядит лучше, если есть информповод. Итак, наш информповод таков - сегодня в 12:16 по киевскому времени сын сел! Сам! Сегодня ребятенку 7 месяцев и 8 дней.
А теперь (это я тоже хорошо усвоила благодаря журналистике) можно двинуть любые размышления на вольную тему, которые каким-то боком потом таки прикрутить к поводу.Когда я наблюдаю за своим сыном, я просто поражаюсь, сколько ему приходится делать. Это серьезно самая сложная работа, которую я когда-либо видела.
Одно дело научиться писать, забивать гвозди или там вышивать крестиком. А ты попробуй научиться для начала этой рукой вообще управлять. А перед этим еще и нужно понять, что это твоя рука и ей вообще можно что-то делать.
Одно дело выучить иностранный язык до уровня «пойму, что говорит любой пацанчик с района», а другое - сначала выстроить причинно-следственную связь между разными интонациями и последующими действиями взрослых, потом к этим интонациям привязать слова, которые чаще всего повторяются и вычленить те, которые попадают в речь случайно, а потом еще и попытаться их все воспроизвести.
Одно дело научится кататься на коньках или на лыжах, а другое - из привычного положения лежа (единственного знакомого для тебя) все-таки умудриться сначала сесть, потом встать, а потом еще и ходить. (Ха, я же сказала, что будет привязка к информповоду).
И т.д. и т.п.
Короче, я очень хорошо понимаю, почему сын так много спит. Я бы уставала не меньше. И во всей этой детской ситуации постоянного тяжелого обучения лично для меня становится очевидным, что некоторые привычные модели поведения взрослых с ребенком - это просто садизм какой-то.
1. Сюсюканье.
Пр.: Сося, цёнька, нози, гули, дя, клясивенький, кася и т.д.
Кроме того, что это просто уёбищно звучит (звыняйте), это еще и глупо. У ребенка такой поток информации, что перегружать его голову словами, которых в нормальной речи не существует, а значит по сути они и не нужны - это изощренное издевательство над его мозгом. Другое дело - выдуманные ласкательные прозвища. Это для меня совершенно другое - не глупые слова, а маркировка личного мира семьи, куда чужие не вхожи. Это нужно, это дает ощущение защищенности.

2. Постоянное повторение одного и того же вопроса.
Пр.: Может спатули? (каждые 15 минут, желательно сразу после пробуждения)
Чаще всего усугублено тем, что ответ взрослый знает (конечно, нет! Через 15/30/45/60/75/90/105 минут ребенок спать не хочет!). Именно поэтому ответная реакция ребенка совершенно неважна (да, нет, не хочу, плач, игнор). И вопросы эти - вовсе не забота или общение, а какая-то пытка Святой Инквизиции. В которой монотонность искусно соединена с полным игнорированием желаний, переживаний и реального самочувствия ребенка.

3. Перекладывание ответственности на ребенка.
Пр.: А он не укладывается спать - капризничает! (через 2,5-3 часа после последнего сна)
Взрослый отлично понимает, что капризничает ребенок именно потому что хочет спать. А вот ребенок этого как раз и не понимает - он просто чувствует, что что-то не так. И ищет простые способы решения - на ручки, игрушка, пустышка и т.д. И взрослый эти простые (но совершенно недейственные) способы эму подсовывает. Не потому что взрослый не понимает ситуации или «прислушивается к желаниям ребенка». О, нет! Просто взрослый еще не наигрался. Усугубляется это тем, что потом взрослый с гордостью может рассказать, какую неподъемную ношу он бедненький несет - ребенок у меня капризный, болезненный, ох, всю ночь промаялись. Самое печальное, что по факту взрослый-то совершенно не мается, у него такое развлечение. А вот ребенок мучается невыносимо. Вы представьте себе на секундочку хотя бы несколько дней подряд засыпать не спокойно ложась в кровать, а только вырубаясь от полного изнеможения в любом месте. Представили? А теперь впишите эти дни еще и в самый адский и интенсивный процесс обучения.

4. Затыкание рта, когда ребенок начинает капризничать.
Пр.: Быстро взять на ручки, вставить соску/еду, орать/запугивать/дергать/бить
Ребенок всему учится, в том числе учится преодолевать разного рода дискомфорт. Преодолевать всеми доступными способами. Доступными - это теми, которые ему предлагают. Сейчас немного преувеличу последствия, но…Быстро взять на ручки - и ребенок вырастет в слабовольное нечто (с виртуальной цёнькой до 40 лет). Вставить соску/еду - привыкнет проблемы заедать. Орать/запугивать/дергать/бить - будет именно так решать свои проблемы. Для мальчиков это особенно страшно. Тиранами не рождаются.
Самое главное, ребенок очень хорошо чувствует, когда от него хотят отделаться. А это так обидно, когда для близких ты неудобен. Как результат, ребенок будет истерить уже без повода, в отместку. И еще, как мне кажется, в таких ситуациях ребенок чувствует себя одиноким, потому что ему не помогают, а просто отмахиваются, затыкают. Ждать, пока истерика закончится, а уж тогда разбираться, что же случилось и что нужно делать ребенку в таких случаях - вот это, кажись, по-взрослому.

5. Непоследовательность
Пр.: Вчера ребенок вцепился коту в шерсть - ой, ха-ха, ой какой забавный, смешно! Сегодня потянул за хвост - нельзя кисю обижать! Завтра ударит папу по голове за то, что тот его не так взял - мило, ай, какой характер! Послезавтра влупит ногой - ты что?! Так нельзя! Папе больно.
Еще одна изощренная пытка - демонстрация отсутствия логики. А ребенок, кстати, удивительно логичен в своем сложном процессе обучения. Иначе он просто ничему не обучится. И поэтому даже в вашем нелогичном поведении ребенок все равно свою логику найдет. Ну, например, делать больно другому типа нельзя, но если с милой улыбкой, как-то забавно, с сюсюкающими словечками - так это и смешно даже! Значит, нельзя не потому что кому-то больно, а потому что просто не тот момент.

А что еще не нужно делать в воспитании? Что думаете?

сын, учимся вместе

Previous post Next post
Up