Не читал, но осуждаю

Mar 23, 2012 15:14

Сегодня я - пятничный гопник. Пятничный, потому что настроение какое-то хорошее, а гопник, потому что душа желает драки. Первое благодаря солнышку за окном и этому воздуху! Второе - очередному беспощадно банальному разговору о Набокове.

Вообще, я в разговоры о творчестве Набокова, если точно не знаю собеседника, стараюсь не ввязываться. Я уже давно не называю его фамилию в ответ на вопрос о любимом писателе. Не потому что перестала любить его книги, а потому что я перестала любить вот эти дурацкие разговоры. Поэтому, повторюсь, стараюсь в них не ввязываться. Стараюсь. Но ведь бывает это «внезапно».
Владимир Набоков - прям красная тряпка для всех любителей принципа «не читал, но осуждаю». Потому что они все очень хорошо знают, что такое Набоков. Набоков - это Лолита. А Лолита - это извращенья, педофилия и вабшшше. И таких они не читают.
Я с книгами Набокова познакомилась в 19 лет («Разврат в таком возрасте!»), случайно взяла почитать «Защиту Лужина» (тут собеседник молчит, типа «Эээээ… а где Лолита?») и пропала. Это, кажись, была первая книга, где мне не хотелось пропускать ни одного слова («Любишь про извращенцев читать, да?»). Помню, как дочитала до конца, посидела немного, и опять открыла первую страницу («Ой, удивила. У меня есть друг, который так Плейбой читает»).
Сколько раз я перечитывала «Машеньку» («Это он так Лолиту называл?»), я не помню. Книга лежала у меня в сумке. Я ее читала в маршрутке, пока ехала домой с работы. И мне реально было очень хорошо с этой книгой («Хорошо с книгой… Ага, ну не удивительно, что тебе Набоков нравится!»). Дело было не в сюжете, хотя и он прекрасен, а в самом тексте. Его можно было перечитывать бесконечно. Вообще, благодаря книгам Набокова я по-настоящему поняла, что такое наслаждение от текста (вот это никогда не стоит говорить, иначе собеседника просто разорвет от бурлящей в нем пошлости).
А что касается «Лолиты» («Ну, наконец! Это я знаю!»), то эта книга ни одним словом не оправдывает педофилию («Ой, только не надо вот этих заумей! Это пропаганда педофилии, я точно знаю!»). Гумберт Гумберт («Это кто?») - явно не положительный персонаж. А Лолита («Лолита!!!»), при всей своей напускной взрослости, - все-таки просто ребенок.
А еще для меня «Лолита» - это одна из лучших книг о любви (и вот тут поднимается настоящее цунами говна: «Из-за таких как ты у нас детей развращают!», «Ага, давайте еще педофилам давать медали!», «Всех кастрировать!»). О любви (но цунами уже развило максимальную скорость и всем не до меня), которую очень сложно разглядеть за страстью. Любви, которая калечит любимого человека так, что навсегда лишает его возможности хоть что-то чувствовать. Потому что это любовь взрослого к ребенку, а не мужчины к женщине. И ничто, ни стечение обстоятельств, ни распущенность ребенка, ни страсть, ни наслаждение, ни видимое отсутствие сопротивления, не в силах снять с взрослого ответственность за его поступки. Именно поэтому этой любви никогда не должно было быть. «Лолита» об этом.
У одних писателей «Лолита» получилась бы про бесчувственного педофила, погрязшего в разврате, с всякими пространными сценами сексуальных извращений. У других - про настоящую любовь, которой возраст не подвластен, с карамельными поцелуйчиками в конце. У третьих - о женщине, которая много пережила, с разными феминистическими лозунгами.
Короче, осилить такую сложную и неоднозначную тему мог только очень честный писатель без грамма пошлости в душе и защитной брони на чувствах.

Черт, да я еще и пафосный пятничный гопник! Все, пошла на улицу - хочу оставить только «пятничный».

много думал

Previous post Next post
Up