Еще немного про Батыра

Jun 18, 2017 20:32

отчет по практике

начало здесь



Выжженная земля Туркмении

Когда мы уезжали, Батыр предложил мне после защиты диплома вернуться в Ашхабад. Обещал огромную по советским меркам зарплату, трехкомнатную квартиру и карьерный рост. Он даже придумал новую должность для штатного расписания вне всяких отделов - «специальный корреспондент по расследованиям». Я обещал подумать.

На родине после недолгих размышлений я оставил мысль покорять Туркмению. В Ростове и без того начиналась интересная жизнь: первые кооперативы, свобода предпринимательской деятельности, новые издания, совместные предприятия с иностранцами. Неумолимо вырисовывался звериный оскал капитализма. А с ним и веселая реальность общества потребления.

О Батыре я услышал спустя два-три года. Знакомый фотограф Виталика сообщил, что познакомился с Бердыевым на каком-то слете молодежной прессы. Батыр узнав, что фотокорреспондент из Ростова-на-Дону, рассказывал, как в Ашхабад из этого города приезжали двое замечательных ребят. И прочее в превосходных степенях. Приятно, когда твоя полезность определяется не только в категории дурного примера.

Дальнейшую драматическую судьбу Батыра я узнал из публикаций в интернете уже в нулевых. В начале девяностых он работал собкором еженедельных изданий «Союз» и «Жизнь». В 1992 году был назначен на пост заместителя министра иностранных дел Туркмении. Спустя два года Бердыев направлен в Вену в качестве чрезвычайного и полномочного посла Туркменистана в Австрийской Республике, Словацкой Республике и Чешской Республике. А в июле 2000 года Батыр был назначен министром иностранных дел Туркмении.

Через год Батыр Бердыев снят с идиотской формулировкой «ввиду болезненной зависимости от алкоголя». Обвиняли его также в слабом владении родным языком.

По данным оппозиционного сайта «Догры Ел» арестован 8 декабря 2002 года по подозрению в причастности к покушению на Сапармурата Туркменбаши и «трое сотрудников КНБ демонстративно и жестоко избивали Б. Бердыева, прикованного наручниками к двери». Видеозапись его «покаяния» в лучших сталинских традициях была показана по телевидению Туркмении 18 декабря 2002 г. А в январе 2003 года Батыр Бердыев был приговорен к 25 годам лишения свободы.

2003 годом было датировано сообщение Ахмедярова в соцсетях:
«Есть информация из надежных источников, а точнее - от общих с ним знакомых, что недавно в туркменской тюрьме умер Батыр Бердыев».

С тех пор разные международные правозащитные организации выясняют информацию о его судьбе.

В 2007 году появилась призрачная надежда, что Батыр жив. На сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке выступил новый президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Первый вопрос, заданный президенту Туркмении, был об узниках. Гостю напомнили о неоднократно выражавшейся госдепом США и ОБСЕ озабоченности судьбой бывших министров иностранных дел Туркмении Бориса Шихмурадова и Батыра Бердыева, арестованных почти пять лет назад по обвинению в так называемом покушении на Туркменбаши. Бердымухаммедова спросили в лоб, живы они или нет. Ведь об их судьбе с тех пор ничего не известно, к ним не допускались ни врачи, ни родственники, ни адвокаты. После длительного отвлеченного пассажа о возможной «широкой амнистии» в связи со священным для мусульман месяцем Рамадан, неожиданно для аудитории туркменский президент, обращаясь к человеку, задавшему вопрос, проговорил: «А что касается тех двух людей, о которых вы спрашиваете, то я уверен, что они живы».

Но в мае 2009 года все еще ничего не известно. Human Rights Watch призвала правительство Туркмении обнародовать сведения о судьбе и местонахождении около 50 человек, осужденных по делу о покушении на Ниязова в 2002 году, включая бывшего посла в ОБСЕ Батыра Бердыева.

С тех пор о Батыре ничего не известно.

Ашхабад, вспомнить все, университет

Previous post Next post
Up