Штабные люди

Mar 12, 2017 12:14

из армейских дневников

начало здесь

Писарь начальника штаба - это главный человек в штабе. Дурацкое название должности «писарь» - очевидный анахронизм еще с царских времен. В разных службах - секретная, продовольственная, строевая, техническая - у писарей разные задачи, обычно далекие от собственно каллиграфии. Это обычный офисный сотрудник, типа секретаря, кадровика, снабженца или табельщика. Должность писаря начальника штаба называется старший писарь-чертежник. Тут нужны были некоторые художественные способности. Это были скорее дизайнеры. Они занимались оформлением военных карт, различных оперативных документов. А также в силу своей творческой составляющей «чертежникам» приходилось работать и с наглядной агитацией или как теперь говорят «наружкой» - штабными стендами, табличками, объявлениями, расписаниями. Мне лично приходилось заниматься разным: от раскладушек-шпаргалок величиной с почтовую марку для командира полка, до разметки вертолетной площадки. Но только в рамках компетенции начальника штаба. Как правило, эту должность занимают служивые, которые уже успели на гражданке окончить вузы, не имеющие военной кафедры или недоучившиеся студенты. Грамотные больно, иначе говоря.

Писарь ходит в щегольской чистой, ушитой и отутюженной форме. Часто у него от ремня в карман тянется кожаный поводок с карабином и связкой ключей от кабинетов. Воротник его никогда не застегивается, обнажая белый чистый подворотничок. Начальник штаба называет его по фамилии (а когда выпьет то и по имени). Обычно никаких «товарищ младший сержант» или «ефрейтор». А и то правда, ведь бывает летней ночью, в жаркую пору перед командными учениями, его за картами с голым торсом мог застать у себя в кабинете замначальника штаба (ЗНШ). И только похвалит за старания. Тут уж не до подворотничка. Хотя, когда писарь накосячит, как только его не называют. Но это уже другая традиция, свойственная всякой должности. Приходилось ли вам слышать, как командир полка обращается к своим замам в минуту гнева? - О-о! («Ёб твою мать» - сказал боцман, и грязно выругался).

Командирам писарь начальника штаба не отдает честь со всякими «здравия желаю», а приветствует на светский манер:
- День добрый, товарищ майор.

А с младшими офицерами он вообще на дружеской ноге. Капитан Ермаков, например, Витьке Шебанову свой магнитофон-двухкассетник принес в чертежку. Просто чтобы человеку приятно было работать под музыку. Витька, смеясь, рассказывал, что на командно-штабных учениях, когда начальники уже вовсю праздновали победу, пришел из штаба дивизии срочный пакет с новыми «вводными». И ему самому пришлось на карте «принимать решения» за начальника штаба. Слава богу, он уже заочно нахватался «тактики и стратегии» в военных дисциплинах во время предыдущих учений. Когда вышли все сроки и ЗНШ спохватился, все было готово. Отправили Витькин вариант. Привирал, наверное. Но писари, действительно, могли «решать» многие вопросы. Известны случаи, когда в строевой части терялись документы о вознаграждении, а бывало наоборот, подсовывали в нужную стопочку чьи-то дела на получение внеочередного звания.

Но об этом я узнал намного позже. И с Витькой Шебановым я познакомился уже в Свердловске. В челябинской учебке я прослужил в штабе не более месяца. За это время я успел уяснить стандарты в оформлении карт, немного разобраться, как тут все устроено, и получить блатную кличку Череп.

продолжение следует

вспомнить все, армия

Previous post Next post
Up