Американская Земля, как известно, пошла от английской. Точнее, от первого постоянного английского поселения на территории современных США - Джеймстауна. Туда, в начале 17-го века, Вирджинской Торговой Компанией было послано аж 104 поселенца (все - мужчины). Цель - найти серебро, золото, проход в Индию. Не найдено было ни того, ни другого, ни третьего. Зато - в водах Чесапика было найдено огромное количество рыбы, устриц и крабов; размер же, например, клубники, дико произраставшей в тех краях (ныне - штат Вирджиния) превосходил английскую клубнику, по словам очевидца, в четыре раза.
Сейчас в тех местах - Colonial National Historical Park. Состоит из трех частей: Вильямсбург (отели, исторический центр, таверны); Джеймстаун (развалины, раскопки, первое поселение); Йорктаун (сперва - значительный портовый город, с сохранившимся центром; затем - место победы американцев, под командованием Вашингтона, над англичанами - решающая победа в Революционной Войне). Останавливаться лучше всего в первом, а в остальные из первого ездят шаттлы-автобусы. (Заметки на полях - до пляжей Вирджиния Бич: около часа езды, но шаттлы, конечно, не ходят. Особо рекомендуется
Sandbridge Beach).
Самое яркое впечатление от посещения - и самое разительно отличное от остальной совеременной американской культуры - это признание роли Франции в Революции. Имена - Лафайет, Рошамбо, Де Грасс - на каждом постаменте, в каждом фильме, витают в воздухе. Да вот, хоть, тут - на национальном монументе в Йорктауне, в честь Главной Победы (заметьте гербы США и имперской Франции сверху):
Я, тут, на всякий случай, обозначу главные моменты - ни в коем случае не с моих слов, а по мотивам увиденного, услышанного и прочитанного: Значит так - генерал Вашингтон, по совету и, фактически, приказам, французских командующих, вместе со французским генералом Рошамбо, совершил многосотмильный поход из-под Нью Йорка (точнее - из Род Айленда) до Йорктауна, с тремя тысячами регулярных американских солдат и четырьмя тысячами французских. В Йорктауне сидел в то время опытнейший английский аристократ-генерал Корнуоллис, с восемью тысячами отборных британских солдат и немецких наёмников ("Hessians"), и с поддержкой из 19 английских боевых кораблей (ship-of-the-line) с моря. Корнуоллис, вообще-то, не рассчитывал особо на наземную битву - английские корабельные пушки, по его расчётам, должны были разнести любые потуги на захват Йорктауна в пух и прах.
Но он не учёл "французский эффект."
Французы, с начала революционной войны, пристально следили за победами американцев. После Саратоги они решили поддерживать Революцию до конца (причины, по которым монархическое правительство Франции пошло на полновесную военную поддержку США - я оставлю Галковскому). Двадцать четыре военных корабля французского флота, синхронно с походом Вашингтона, направились к Йорктауну.
Произошедшее морское сражение у Йорктауна предопределило судьбу войск Корнуоллиса. В морской битве англичане выступили, прямо скажу - из рук вон плохо. Да, у них было на 5 кораблей меньше, чем у французов, но по общему количеству корабельных пушек обе стороны были, примерно, равны. К тому же - слава английского флота и понимание критической роли этих кораблей в обороне Йорктауна должны были, вообще-то, сыграть свою роль...но - не сыграли. Сама битва - т.е. перестрелка из корабельных пушек - длилась всего около пары часов. Два французских и пять английских кораблей получили повреждения. Пара сотен французских и три сотни английских матросов были убиты или ранены. Первый тайм, что называется - за французами. Но, фактически, англичане оставались боеспособны и вполне могли продолжать "держаться." Несколько английских кораблей вообще остались в тылу во время битвы и не получили никаких поверждений, равно как и не получили шанс выстрелить по врагу. Второй тайм, однако, так и не наступил. Британский командующий адмирал Грейвс отдал приказ затопить один из поврежденных кораблей (повреждения были серьёзные, но не критические) и, после пары дней дрейфа в направлении от Йорктауна, решил оставить вверенный ему район и отплыть в Нью Йорк...."за подкреплениями"! Подкрепления, действительно, отправились из Нью Йорка в сторону Йорктауна...но уже после того, как Корнуоллис сдал город и признал поражение.
Складывается впечатление, что английские адмиралы воевали для виду, при первой же возможности бросив Корнуоллиса, припертого с одной стороны превосходящими силами противника к берегу, а с другой - французскими кораблями на рейде.
Ну, и всё, в общем-то. Дальше - малоинтересно. Войска Рошамбо и Вашингтона подошли к Йорктауну, окопались, расположили пушки. Несколько дней грохали английские позиции из пушек. Потом подошли ближе. Опять грохали. На какой-то там день вышел английский барабанщик с белофлаговым офицером и пробарабанил "Сдаёмся!" Корнуоллис хотел сдаться с полными военными почестями, но американцы, памятуя о том, как англичане приняли сдачу Чарльстона ранее, отказались. "Выходите так, без песен, и ружьишки-то - сдавайте." Корнуоллис пробормотал что-то в сердцах - да и, говорят, король тогдашний, британский, шибко недовольный был - но: што поделаешь? Сдались как есть.
Вообще же - между первым постоянным поселением англичан в Америке и началом революционных противодействий прошло немногим более полтораста лет. Первое поселение - Джеймстаун - пережило трудную зиму 1609-10. Настолько трудную, что из, примерно, полутыщи тогдашних колонистов, выжило шестьдесят. По музейным экспонатам можно сложить историю: Зима выдалась суровая, индейцы торговать отказались. Более того, выходивших на охоту за пределы форта англичан - убивали. В музее хранится скелет 14-летней девушки (предположительно), которую, возможно, съели. Впоследствие, точное количество умерших в пределах колонии - держалось в секрете: Индейцы не должны были знать точное количество оставшихся потенциальных защитников форта. Кого-то потом раскопали, сложили косточки. Ну, где-то так вышло:
Еще в Джеймстауне восстановили церковь и кладбище (известных людей).
Вот и весь Джеймстаун. Да, есть еще музей ("Археариум") со скелетами и предметами быта. Сам город - уже нежилой, одни раскопки. В день визита было тихо, жарко, почти безветренно. Впечатление, от чего-то, осталось слегка грустное.
А, вот, Вильямсбург, наоборот - весёленький! Там - всё для туристов: инсценировки битв; музей с подробнейшим описанием, например, мушкетной технологии; пешеходный старинный центр со всевозможными лавками сапожников, бочаров, оружейников и прочих ремесленников, где сидят костюмированные актеры и охотно отвечают на вопросы ("А как сделать старинный пистолет с кремниевым механизмом?"); лекции-семинары знаменитых людей прошлого (не хотите обменяться мнениями об устройстве американского государства с первым в США профессором права и юриспруденции, учившем Томаса Джефферсона и Джеймса Монро?); таверны (внутри - свечное освещение, костюмированные же официанты).
Одна из сохранившихся таверен знаменита тем, что туда любил захаживать Джордж Вашингтон. Там подают до сих пор, например, томатный суп с кукурузой на бульоне из креветок, ракушек (clams) и устриц - сделанный по рецептуре Вирджинии восемнадцатого века (вкусный). Мне, лично, больше всего в этой таверне запомнился же, однако - spoon bread. Вот он, на фотографии внизу (вкус - намного лучше, чем внешний вид): кукурузный хлеб, приготовленный на парУ...guilty pleasure!
Да и вообще - хорошо: Вашингтон гордо гарцует на лошади; днём стреляют пушки; вечером - туристов водят по слабо освещённому городу и показывают места с привидениями (кричат "привидения" довольно пронзительно).
Из Вильямсбурга до Йорктауна - третьего, и последнего городка в "Историческом Треугольнике" - примерно двадцать минут езды. Йорктаун, в отличие от Джеймстауна - до сих пор город, в котором живут люди. В отличие от Вильямсбурга, Йорктаун - менее туристичен, там нет ярко выраженного туристического центра со всевозможными ремесленниками 17-18 веков и таверен там тоже нет. Но зато есть сохранившееся поле Йорктаунской Битвы с сохранившимися на нём пушками; некоторые из них - представлены внизу.
Французская пушка, отлитая в Страсбурге в 1761 году.
Швейцарская мортира, отлитая за сто лет до Йорктаунской битвы, в 1681-м году (технологии в те времена, очевидно, обновлялись медленно).
Английская пушка, отмеченная попаданием в неё ядра при осаде Йорктауна (см. выбоину над колесом). Генерал Лафайетт (участвовавший в осаде Йорктауна), посетив несколько лет спустя США, увидел эту пушку среди экспонатов и, узнав (по отметине от ядра) в ней орудие, которое он лично захватил при атаке, обнял её.
Английская пушка, сделанная на литейном предприятии Боуэна (Bowen) в Лондоне (Southwark London) в 1755.
После неспешной прогулки по Йорктаунскому полю, стопы были направлены к собственно городку. Городок - в высшей степени приятен, курортен и спокоен. Там есть пляж, центр и тихие улочки с колониального стиля постройками. В местном пабе подают сезонных вирджинских устриц, северокаролинских креветок и местных, южных, крабов. На подходе к центру улицы выглядят так:
Это - офис конгрессмена (из Палаты Представителей). Можно зайти, пообщаться (если он в присутствии).
А в самом центре городка - пляж:
Пройдя через весь Йорктаун, попадаешь на автобусную остановку, с которой отправляются шаттлы назад, в Вильямсбург. Но, рядом с остановкой - огромный парк, где воссозданы частицы жизни колониальных времен: Табачная ферма, солдатский лагерь, крестьянский огород. На каждом участке дежурят словоохотливые служащие в костюмах тех времен, которые, в промежутках между пропалыванием сорняков на табачных грядках, рассказывают посетителям о жизни колонистов и революционеров в 18-м веке.
Хатка табачного фермера. Листья табака сушатся под потолком.
Спальня в фермерском домике. Я сделал фотографию, главным образом, из-за синей шапочки со словами "Свобода, или Смерть."
Палатка командира отряда революционных солдат. На одного.
Палатки революционных солдат. Шесть человек на палатку.
Полевая кухня.
А что на ужин? Да так, довольно скромно: Миска фасоли и кусок солонины.
Девушка в мундире революционного солдата обучает туристов основам обращения с мушкетом (мушкет - действующий; она из него потом станет всамделишно стрелять).
Чтоб качественно, быстро и надёжно стрельнуть из мортиры - нужно уже три солдата. Мортира та - самая маленькая из исторически употреблявшихся; всем наказали заткнуть уши перед выстрелом. Я, из-за природного любопытства, заткнул неплотно. Звук был впечатляющим, но не сильно громче, по-моему, чем из мушкета. Конечно, стреляли они холостыми - пороховой заряд, однако, был настоящим.
Еще из поездки я узнал что такое blunderbuss и зачем у него делают расширение ствола; научился теперь правильно стрельнуть из мушкета; знаю из чего состоял типичный бой конца 18-го века и почему солдаты в нем применяли, в основном мушкеты, а не ружья; и могу объяснить разницу между мушкетом, ружьём и фузеей. Да, про пистолеты того времени - тоже знаю (в частности - кто их носил, по родам войск).
P.S. Ходить пить пиво в Вильямсбурге и окрестностях надлежит исключительно в
DoG Street Pub.