Посещение Рима, как известно, содержит в себе бонус: Возможность посетить ещё одно целое государство. Как любитель географии, политологии и прочей нумизматики, я ужасно хотел посетить Ватикан. По посещению, к сожалению, меня постигли сразу несколько разочарований:
1. Оказывается, в Ватикане уже не ставят отметки о посещении в паспорте. Вернее, её можно получить, но нужно официальное приглашение и прочие формальности. Простым туристам - уже нельзя.
2. В собственно Ватикан попасть можно, но только в ограниченные места. Точнее: Собор Св. Петра (выхода в остальной Ватикан из задней его части - нету) и Ватиканские Музеи (опять же, выйти в остальной Ватикан из них не получится).
3. Купить ватиканские марки, наклеить их на ватиканские открытки и послать их из ватиканского почтового отделения - можно вообще не заходя на территорию Ватикана. В том же почтовом отделении можно купить ватиканские сувениры и ватиканские лиры (с 2002-го Ватикан уже тоже - в еврозоне, а ранее были собственные лиры).
Все неизменно отмечают, что купол собора Св. Петра - откуда бы ни смотреть - выглядит как нарисованный.
Сам Ватикан весь огорожен высокой стеной, так что, действительно, просто так не зайдёшь. В собор Св. Петра вход бесплатный, но стоит огромная очередь (зимой - от минут 45 нужно в ней стоять до полутора часов; летом - в два раза дольше); в Музеи - и платный вход и стоит очередь на часа три-четыре. В очередях мы настоялись в СССР, так что
купили тур и прошли по "быстрой" линии, за минут 10-15 сразу внутрь. Гидом был итальянец, с прекрасным английским, паренёк на вид лет 20 (а оказалось - 33), совершенно на итальянца не похожий - белобрысый, чем-то на Эдварда Нортона смахивал. В Ватикан водит группы уже много лет, за последние два года видел (в процессе туров) Папу Римского целых три раза (нынешний Папа - очень демократичен, говорит, шляется без охраны, может просто зайти ни с того, ни с сего в собор Св. Петра и поздороваться с простым народом).
Нынешний "Папа Франческо" - футбольный фанат. Встречался с делегацией лучших футболистов мира (они ему подарили свои маечки и мячики). В левом переднем ряду - Месси.
Посещение ватиканских музеев с гидом состоит из двух частей: Сначала гид всё объясняет в течение получаса, а потом он умело ведет свою группу по морю народа через последовательность комнат (комнаты являются залами, где ранее проводили свою жизнь Папы - резиденции, молельни, приёмные; эти комнаты содинены коридорами, которые сами по себе интересны предметами искусства в них расположенными). Летом народу, сказали, бывает в два, или более раз больше, но мне себе трудно это представить, потому, что в наш визит (зимой) мы и так большую часть времени находились в состоянии лицо-к-спине (народу было, действительно, море).
В предварительном объяснении гид (по имени Давид) нам объяснил, что, например, наше "знание" о том, как Микеланджело расписывал потолок Сикстинской капеллы (я думал, что - лёжа на досках, поднятых кверху) - ложно. На самом деле он построил подпотолочный мостик и рисовал стоя на нём, за исключением нескольких часов совсем уже на вершине, когда он, действительно, ложился на мостик. Еще Микеланджело был посредственным художником, когда взялся разрисовывать капеллу - взялся из-за денег и учился, как говорят сейчас, "по ходу дела." Прогресс его виден, если рассматривать потолочные картины в хронологическом порядке (и действительно). У Микеланджело, однако, было одно большое преимущество - по сравнению с, например, его архи-соперником Рафаэлем - он посещал "анатомические театры" (причём, когда такое было еще не вполне легальным делом) и, таким образом, узнал о строении человеческого тела, так сказать, "изнутри." Будучи, также, поклонником греческой школы искусства, он настаивал на рисовании всех человеческих фигур в совершенно голом виде - чем навлекал на себя гнев церковников. Под самый конец росписи капеллы, один из кардиналов выступил на Микеланджело ну уж совсем грубо - в отместку, за последние несколько часов перед окончанием всех работ, Микеланджело пририсовал образ этого кардинала в разделе "Ад," причем в голом же виде и со змеёй, пожирающей кардиналовы гениталии. Вообще, Микеланджело был мужиком изобретательным - например, пребывая в состоянии неуверенности по поводу рисования рыбы-кита (для изображения сюжета об Ионе), он, было обратился сперва к действующему заказчику, т.е. Папе - мол, а чего это такое, "кит" (всю жизнь прожил в Италии-де, китов не видел)?...Папа отмахнулся (видимо, сам был не в курсе) - "рыба," говорит, "такая большая, и вообще - не отвлекай." Тогда Микеланджело пошёл на рыбный базар, купил там самую большую рыбу, и срисовал с неё "кита" для сюжета. Так в Сикстинской капелле появилась роспись "Иона и...очень большая форель."
В самой Сикстинской капелле фотографировать нельзя (мы и не фотографировали), а в т.н. "Рафаэлевых комнатах" - можно.
Scuola di Atene. Тут тебе и Пифагор, и Аристотель, и Птолемей, и Сократ...Рафаэля попросили пририсовать и Микеланджело, как другого знатного деятеля. Рафаэль к Микеланджело относился, понятное дело, как сопернику - и приросовал таки его, но в виде деревенского простака в рубахе и лаптях крестьянских кожаных сапогах (мужик сидит на переднем плане слегка слева, в сиреневой рубашке, с чёрной бородой, подпёр голову).
И ещё:
Как видно, Рафаэль был не чужд и истории с современностью. Крайний слева - Сталлоне; третий справа в заднем ряду - Наполеон...
После Сикстинской капеллы коридор ведет к выходу - через залы современного искусства, в которых никто, обычно, не задерживается. В тех залах, в основном - подарки Папам за последние несколько десятилетий; самый дорогой (50-60 миллионов евро) - полотно Сальвадора Дали, подаренное королём Испании. Нынешний Папа - сверх-скромный и предложил визитёрам привозить с собой лишь такие подарки, которые, обычно, дарят друг другу друзья: Цветы, или бутылки вина (хотя, как по-моему - кто же из друзей дарит цветы?). Последний государственный визитёр - из Ирландии, кажется - поэтому привез в подарок только пузырь виски, как сказал гид.
Вход в собор Св. Петра. Внушаеть.
Дорожка, затем, выходит к собору Св. Петра. Собор - внушителен как снаружи, так и изнутри и официально является самым длинным католическим собором в мире. Если где-то строят собор длиннее - как, например, построили в Мадриде - то Ватикан предлагает...скорректировать. В Мадриде, например, скорректировали так: Выстроили внутреннюю стену, перегораживающую собор поперёк - т.е., по непрерывной внутренней длине собор Св. Петра остался лидером.
Внутри собора самой интересной, на мой взгляд, является работа Микеланджело же - но, уже, как скульптора.
Pietà. Самым интересным, для меня, является то, что Микеланджело сотворил это в...23 года. Вот так вот!
В 70-х скульптуру атаковал сумасшедший, который отбил специальным молотком множество кусков мрамора, под крики "Я - восставший из мёртвых Иисус!" С тех пор скульптура - под стеклом (большинство кусков нашли, кроме носа Марии - его пришлось восстнавливать из мрамора, отколотого после сзади). Все отмечают, что размеры тела Марии - намного больше тела Христа; а её молодое лицо - не соответствует ожидаемому от матери 33-летнего человека.
В самом соборе Св. Петра - тоже много картин и росписей...или нет?! Фотографировать можно везде, значит - не боятся действия вспышек...почему?
Ответ - прост: Картин и росписей в соборе нет вообще. Всё, что кажется таковыми, на самом деле являются мозаикой. Очень мелкой, правда. Вот такой, например:
Только подойдя почти вплотную можно увидеть, что - да, мозаика!