Мне часто (в ЖЖ) ставят в упрек то, что я продолжаю "ходить" в русскоязычный сегмент интернета, хотя и уехал из РФ много лет назад. По логике обвинителей, мне следует общаться исключительно с гражданами моей страны теперь, т.е. США. Эта логика мне малопонятна, ибо я люблю общаться с совершенно разными людьми - хотя бы, в силу того, что у всех
(
Read more... )
Александр Генис: Недавно в «Нью-Йорк Таймс» была статья - это редкий случай, об украинском одесском поэте Борисе Херсонском. В интервью американский корреспондент спросил у него, как его назвать. И Херсонский сказал, что сейчас в Украине рождается “русская украинская поэзия”. Как это понимать?
Алексей Цветков: Надо начать немножко глубже - сейчас в Украине рождается нация. В России эти понятия перепутаны. Это инклюзивные понятия, это не этнос. Франция была скопищем разных народов, чего современная молодежь может быть не помнит. Это были бургундцы, это были французы центра, это были провансальцы, все там говорили на разных языках там, не говоря уже о бретонцах. И вдруг в какой-то момент они осознали себя единой общностью.
Александр Генис: Это был вопрос для всей Европы. Когда Гарибальди говорил «Умрем за Италию», крестьяне, которые были в его армии, думали, что Италия - имя любовницы Гарибальди, потому что они такого слова не слышали.
Алексей Цветков: Но с Италией пока что до сих пор какие-то такие вещи происходят. Вот Франция, вот Великобритания, Соединенное Королевство, от которого, правда, одна часть пыталась отколоться, но не откололась. Сейчас такие процессы происходят и в Украине. В частности, там появляются поэты, которые сознают себя русскими украинскими поэтами, русскоязычными украинскими поэтами. <…>
Александр Генис: Это все равно звучит очень странно. Потому что, как отделить язык от этнической принадлежности? Но я понимаю, что такая позиция вполне возможна. Например, Цветков - русско-американский поэт. А когда вы в Праге жили, то были русско-чешским поэтом?
Алексей Цветков: Я им не был, потому что я себя никогда не осознавал русско-чешским поэтом. Что такое нации? Почему я принадлежу к какой-то нации? Потому что я осознаю себя ее частью. В Чехии я был просто человеком, который там жил и работал.
Александр Генис: Гастарбайтером.
Алексей Цветков: Да, гастарбайтером. А Херсонский живет в своем родном городе и всегда в нем жил. Сейчас, по крайней мере, со времени Майдана и всего, что за ним последовало, он стал осознавать себя не просто человеком, живущим в городе, который просто по каким-то параметрам вдруг оказался в Украине, а именно членом украинской нации.
В стихах, написанных в 2020, Борис Херсонский наполовину перешёл на украинский:
Это я, Господи - я - понаех, рогуль,
отсиживаюсь в тылу от метких российских пуль.
Лежу на диване и плюю в потолок.
Я загнан в угол, точнее в живой уголок.
Я - какая-то тварь, все равно - кролик или хомяк.
Русофоб, свинопас, обрюзг, постарел, обмяк.
Мучь меня, пионер, ставь эксперимент,
придуши меня веревкой из оранжево-черных лент.
Расскажи, как в армии Власова сражался твой храбрый дед.
Перескажи несусветный телевизионный бред.
Бо ми ж такі - учора приїхали із села,
не любимо Пушкіна, щоб холера його взяла,
Достоєвського не читаємо - хто взагалі він такий?
Скільки раз побачиш рогуля - стільки раз його вбий.
Хто розмовляє державною той і селюк.
Одесса має позбавитись від подібних падлюк.
Одесите, жени селюка - нехай він гусей пасе,
а все ж таки не забувай - УКРАЇНА ПОНАД УСЕ.
Рогуль він рогатий ,тож дай йому по рогам.
Але памятай СЛАВА НАЦІЇ - СМЕРТЬ ВОРОГАМ!
Reply
Правда здесь в том, что "нацию" действительно можно слепить из любого подручного г***, минуя язык, культуру, национальность и т.д. Но к тезису о "протесте народа" это отношения не имеет. И первый и второй майдан неоднократно довелось наблюдать изнутри, очень простые механизмы, нет, не "происки Запада", банальная резня внутри не поделившей Трубу элитки, а расплачивается девятый год стадо, шерстью и мясом. Понимаю, и самому картинка Делакруа была бы гораздо приятнее, но увы-увы.
Reply
Народом были и поляки, которые отказались ехать на подавление французов и вызвали ненависть Пушкина и прочих российских терпил. В национальном самосознании язык и культура играют важную роль, но дело не в них.
Reply
Reply
"Тоталитарные движения - это массовые организации атомизированных, изолированных индивидов. В сравнении со всеми другими партиями и движениями их наиболее выпуклая внешняя черта есть требование тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих индивидуальных членов. Такое требование вожди тоталитарных движений выдвигают даже еще до захвата ими власти. Оно обыкновенно предшествует тотальной организации страны под их всамделишным правлением и вытекает из притязания их идеологий на то, что новая организация охватит в должное время весь род человеческий. Однако там, где тоталитарное правление не было подготовлено тоталитарным движением (а это, в отличие от нацистской Германии, как раз случай России), движение должно быть организовано после начала правления, и условия для его роста надо было создать искусственно, чтобы сделать тотальную верность и преданность - психологическую основу для тотального господства - совершенно возможной. Такой преданности можно ждать лишь от полностью изолированной человеческой особи, которая при отсутствии всяких других социальных привязанностей - к семье, друзьям, сослуживцам или даже к просто знакомым - черпает чувство прочности своего места в мире единственно из своей принадлежности к движению, из своего членства в партии."
Осознание своей принадлежности к сообществу - противоядие против диктатуры. Именно такое осознание помогло демократии закрепиться во Франции и других странах прошедших через национальное самоопределение.
Курт Воннегут над такими вопросами много думал и не находил простых ответов. Из его последнего романа:
"I am Honorary President of the American Humanist Association, whose headquarters in Amherst, New York, I have never seen. I succeeded the late author and biochemist Dr. Isaac Asimov in that functionless capacity. That we have an organization, a boring business, is to let others know we are numerous. We would prefer to live our lives as Humanists and not talk about it, or think more about it than we think about breathing.
Humanists try to behave decently and honorably without any expectation of rewards or punishments in an afterlife. The creator of the Universe has been to us unknowable so far. We serve as well as we can the highest abstraction of which we have some understanding, which is our community."
(« Я почетный президент Американской гуманистической ассоциации, штаб-квартиру которой в Амхерсте, штат Нью-Йорк, я никогда не видел. Я сменил покойного автора и биохимика доктора Айзека Азимова в этом бесполезном качестве. То, что у нас есть скучная организация, должно дать другим знать, что нас много. Мы бы предпочли жить как гуманисты и не говорить об этом и не думать об этом больше, чем мы думаем о дыхании.
Гуманисты стараются вести себя прилично и достойно, не ожидая ни наград, ни наказаний в загробной жизни. Творец Вселенной был для нас непознаваем до сих пор. Мы служим, насколько это возможно, высшей абстракции, которую мы немного понимаем, а именно нашему сообществу.»)
Reply
---
))))))))
хоть раз таких людей в реальности встречали? Простите, но вот именно подобные не имеющие пересечений с реальной живой жизнью рассуждения о двуклеточных людях приводят к дурацким же и выводам.
Нет, противоядия не существует, диктатура большинства это то же гадаринское стадо, что и диктатура кучки негодяев.
Да, простых рецептов нет, может и слава Богу, а то перемёрли бы от скуки...
P.S. тоже захотелось украситься хорошей цитатой)
"...человек чеканит много монет одним чеканом, и все похожи друг на друга, а Царь Царей - Святой, благословен Он, отчеканил каждого человека чеканом Адама Первого, и ни один не похож на ближнего своего. Потому каждый обязан говорить: Для меня создан мир".
Reply
Понятно, что атомизация - явление относительное. Но и степень тоталитаризма тоже относительная. Книжка Арендт вышла в 1951. С тех пор стало больше известно о том, как тоталитарные режимы, насаждаемые в Восточной Европе, систематически разрушали связи между людьми, чтобы не допустить существования добровольных сообществ людей, свободных от правительственного контроля.
Фантазией, оторванной от реальной жизни, является представление о том, что такому давлению способен противостоять сильный индивидуал, не желающий присоединяться к каким-либо сообществам. Такие индивидуалы были, но они либо раздавливались системой, либо присоединялись к ней в виде винтиков.
Reply
А остальное - ложь самому себе, чтобы совесть не так грызла.
Reply
Остальные приспосабливались - не столько из-за угрозы окончить жизнь похожим образом, сколько от липкого страха, который они не могли контролировать. Человек, охваченный страхом, совершает подлости не по личному выбору, потому что свободой выбора не обладает. «Банальность зла» прекрасно изучена, и не только Арендт. Если кто и мог справиться с таким страхом, это были борцы за национальное самоопределение, в том числе украинские «бандеровцы».
О банальном зле, которое творилось в советских психбольницах, вспоминал упомянутый выше Борис Херсонский, бывший врач-психиатр:
«Во время длительных "курсов усовершенствования" в Симферополе я явно симпатизировал одной юной докторице. Оживленная, миловидная - она была единственной женщиной в небольшой группе, на которую можно было обратить внимание. Все же что-то хищное было в ее почти кукольном личике. Наш флирт развивался вполне благополучно. Но однажды она рассказала, что в отделении больные зовут ее "Верой Сульфозиновной". И от моей симпатии мгновенно не осталось и следа. Дело, разумеется было не в имени "Вера". "Сульфозиновна" - вот что вызвало во мне чувство ярости.
Сульфозин - взвесь серы в персиковом масле. Вводился инъекционно. Вызывал резкие болевые ощущения и подъем температуры на несколько часов, иногда - на сутки. Все зависело от дозы. В те времена этот препарат был официальным лекарством и неофициальным телесным наказанием. Проблема состояла также и в том, что препарат могла сделать медсестра по собственной инициативе, а то и по просьбе санитарки "наказать" пациента, который отказывался выполнить грязную работу по отделению. Об этом все знали - и никто не говорил. С помощью cульфозина можно было на несколько дней приковать пациента к койке. Называлось это "сделать серу в четыре точки".
Точки - два укола в ягодицы и два - под лопатки. После этого пациент от боли не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой.»
Reply
Остальные приспосабливались - не столько из-за угрозы окончить жизнь похожим образом, сколько от липкого страха, который они не могли контролировать. Человек, охваченный страхом, совершает подлости не по личному выбору, потому что свободой выбора не обладает.
___
Какая чушь, извините. Вы это рассказываете человеку 1965 г.р.?) Ещё раз: это чушь в квадрате. Нет, с исповедующими "кто-то виноват, а не я" продолжать неинтересно, извините. Любители свалить на "среда заела" идут лесом.
А психиатрия вообще тот ещё цирк. В демократиях - электрошок и лоботомия, в тоталитаризме - сера, наблюдал, не смертельно. Первые два я себе точно бы не выбрал.
Спасибо за общение.
Reply
Если этот человек был пионером и комсомольцем, ходил на субботники и ездил «на картошку», то какая уж тут внесистемность.
В демократиях - электрошок и лоботомия, в тоталитаризме - сера
Быстро дошло до вотэбаутизма.
Садистское использование лекарственных препаратов не для лечения больных, а для дисциплинарных наказаний было советским изобретением, вместе с диагнозом «вялотекущие шизофрения». За злоупотребление психиатрией при преследовании инакомыслия советских психиатров в 1983 исторгли из Всемирной психиатрической ассоциации (WPA).
Reply
Действительно. И на горшок заставляли ходить! о ужас
Жизнь это боль, национализм это демократия, свобода это рабство, я услышал. Спасибо, дальше неинтересно.
Reply
___
Вспомнилось - кажется, у Шаброля (или Клода Миллера?) есть сценка, в которой рыночная торговка говорит с презрением о своём муже: "Голосует только за де Голля, любит "твёрдую руку", как все слабаки". Вот это я понимаю, припечатала)
Reply
Пушкин: 1799-1936, или 1937, по памяти
французская революция: 1793
а ненависть Пушкина к полякам была за их восстание 1830 года. Вполне заслуженное, когда ты русский страна твоя, и против сепаратисты восстают.
так или нет, к своему рабству не имеет никакого отношения
Reply
Картина Делакруа «Свобода на баррикадах» изображает вторую французскую революция в июле 1830.
Поводом для польского восстания в 1830 были планы Николая Первого послать поляков на подавление французской революции.
Поводом для стихотворения Пушкина «Клеветникам России» были выступления в поддержку поляков во французском Парламенте в январе 1831.
Reply
Касаемо процитированного - это не "НАШ" Алексей Цветков, другой. Но спасибо, что вспомнили.
Reply
Leave a comment