Ринопластика для Данте

Oct 31, 2010 21:39



Памятник Данте на площади у собора Santa Croce. Полнолуние настоящее, не прифотошопленное

Народ любит крайности. Ему непременно хочется гипертрофировать черты своих культовых персонажей. Если уж он был тираном, то непременно ел младенцев на завтрак, а если был персонажем положительным, так прямо последнюю рубаху с себя ежедневно снимал, завидев страждущих. Данте вот досталось по части внешности: в народном сознании Данте - это человек, которому глубоко не повезло с лицом, в особенности с носом. Интересно, что с течением веков коллективное бессознательное делало его нос все более крючковатым, и в финале нос практически встретился с подбородком. Эта особенность внешности, видимо, призвана отражать исключительно волевой и непреклонный характер поэта. В итоге народ нарисовал портрет классика, которым можно пугать детей и вызывать инфаркты у слабых сердцем. Вот два ярких экземпляра:




Слева - портрет Данте, предваряющий издание "Божественной комедии" 1727 года (копия с более ранней гравюры), справа - портрет работы Гюстава Доре для французского издания 19 века.

Ну ладно, положим, прижизненных изображений Данте не сохранилось, равно как и его посмертной маски, а, стало быть, воображению художников было, где разгуляться. Один старался переплюнуть другого, и носы росли, как на дрожжах. Масла в огонь подлил Бокаччо, младший современник поэта, заявлявшего, что Данте обладал длинным орлиным носом, глазами скорее большими, чем маленькими, развитой челюстью и выпирающей нижней губой («Trattatello in laude di Dante»: «il suo volto fu lungo, il naso, aquilino, e gli occhi anzi grossi che piccioli, le mascelle grandi, e dal labro di sotto era quel di sopra avanzato») - в общем, был редким красавцем.

Но смешно в этой истории то, что коллективное бессознательное с самого начала наплевало на два старейших изображения Данте, сделанных где-то через 15 и 50 лет после его смерти, соответственно, на которых гигантского носа и в помине нет!


 

Слева - Данте в толпе обитателей Рая на фреске Джотто в музее Bargello, справа - обнаруженная недавно фреска неизвестного автора под сводами подвалов дворца Юстиции (Palazzo dell'Arte dei Giudici e Notai), обе фрески находятся во Флоренции. На обеих у Данте с носом все вполне прилично. Вторую, кстати, можно увидеть воочию, посетив ресторан Alle Murate, находящийся в тех самых подвалах дворца Юстиции.

Так что ославили поэта незаслуженно, и что теперь делать - непонятно. Я предлагаю провести ринопластику всех наличествующих изображений поэта с целью восстановления справедливости. Потому что в контексте такого жуткого носа все его поэтические опусы воспринимались лично мною как сублимация не вполне удачной внешности, а теперь, когда стало ясно, что Данте был очень даже симпатичным парнем, напрашиваются совсем иные выводы. 

искуйство, флоренция, фото, чужое, данте, g9

Previous post Next post
Up