Треснула на днях металлопластиковая трубка байпаса полотенцесушителя (хорошо, что ее не прорвало сразу и внезапно - сейчас уже, после ремонта узла, заменена на металлическую трубу). Никто за 7 лет туда не лазил. Оказалось, что работал узел с перекрытым байпасом, а отсекающие полотенцесушитель шаровые краны были открыты не полностью, процентов на 70. Шаровые краны, как известно, не предназначены для регулирования сечения, и должны работать либо в полностью открытом, либо в полностью закрытом положении.
Сразу замечу, что я в курсе того, что на байпасы ставить краны нельзя (в нашем доме проектом такое точно не предусмотрено). В курсе того, что многие ставят. Мне ставили ЖЭК'овские сантехники. Почему тогда сделали именно так, уже не помню.
Большие шаровые (дюйм с четвертью) - марки SENA. В интернете не разберешь, что это за компания такая. То пишут, что Китай, то "итальянская компания". На самих кранах маркировка "Испания", Spain то бишь. Вот пруф:
Судя по клейму PN30, то есть "30 атмосфер", конструкция шарового вентиля подразумевалась быть усиленной.
Детали в узле полотенцесушителя располагались вот так:
"
Тройник, который без вентиля, одна сторона:
Другая сторона:
Второй тройник, тот, что с вентилем. Вид снаружи (такое впечатление от пятна ржавчины, что оно насквозь):
Фирму-производитель тройников пока не понял. На левой фотографии выше видно клеймо "капелька на ножках".
Вид на внутренности тройника с вентилем с одной стороны:
С другой стороны:
Корпус и шарик 3/4 вентиля на байпасе - в нормальном состоянии. По маркировке (латинская V в ромбике) можно понять, что это вентиль фирмы Bugatti. Говорят, что изделия этой фирмы предпочтительней, так как они надежней изделий других фирм. Мне сложно предположить, в каком состоянии сейчас был бы этот вентиль, если бы он все эти 7 лет был открыт, а тем более, если бы он все это время находился в промежуточном положении. Но по факту имеющихся обстоятельств, данный экземпляр действительно в состоянии лучшем, нежели состояние шаровых вентилей SENA и фитингов (тройников) неизвестной пока компании. Кроме названия фирмы-производителя, естественно, роль играет еще и марка сплава. На шаровом Bugatti видно клеймо CW617N. Что именно это означает и как сравнивать, не знаю. Справедливости ради замечу, что диаметры отсечных шаровых и шарового вентиля байпаса сильно отличаются (32 мм против 20 мм).
Рабочий шарик SENA:
Убитый шарик SENA. При попытке закрыть его, рукоять провернулась, и стала ходить легко, от закрытия до открытия. После снятия вентиля стало понятно, почему. С одной стороны:
С другой стороны:
Сейчас поставили два отсечных вентиля фирмы Bugatti (не усиленных). Вентиль на байпас не ставили. Сам новый байпас, как говорил уже выше, - это теперь металлическая труба.