Скорее всего, и всеобщая грамотность вводилась коммунистами для того, чтобы человек потреблял как можно больше масс-культуры и приносил тем самым всё больший доход казне (ну и за станком, за «баранкой» грамотный человек более эффективен). Это, разумеется, верно только отчасти. Всеобщая грамотность выполняла множество функций, Во-первых, проект «красный модерн», реализованный большевиками, был невозможен при уровне грамотности населения крестьянской России. На конец XIX века в России было 88% крестьян, большинство из которых было предельно безграмотным. Промышленная модернизация требовала всеобщего образования.
Элвин Тоффлер видит именно в этом, в подтягивании России до уровня промышленного запада, смысл большевицкой революции: «в России также возникла коллизия между силами Первой и Второй волн. Революция 1917 г. была русским вариантом гражданской войны в Америке. В первую очередь она была направлена не на построение коммунизма, как это казалось, а опять-таки на индустриализацию. Когда большевики стерли с лица земли последние, сохранявшиеся так долго остатки крепостничества и феодальной монархии, они отодвинули на задний план сельское хозяйство и совершенно преднамеренно стали ускорять развитие индустриализации. Они оказались партией Второй волны» (Э.Тоффлер. Третья волна).
Ну и большевицкую идеологию можно было потреблять только через определенный уровень образованности. Газеты, радио и прочие каналы массовой пропаганды требовали массового сознания, обремененного как минимум несколькими классами школы.
ЗЫ. Кстати, сегодня, когда потребность в переваривании коммунистической идеологии отпала образование сворачивают, современная идеология общества постмодерна не требует даже особенного умения читать, смотри картинки на дисплее девайсов, нажимай кнопочки, пиши короткие сообщения. Круто, чо!