Обратная сторона всеобщей грамотности

Nov 23, 2012 15:16


Скорее всего, и всеобщая грамотность вводилась коммунистами для того, чтобы человек потреблял как можно больше масс-культуры и приносил тем самым всё больший доход казне (ну и за станком, за «баранкой» грамотный человек более эффективен).

Это, разумеется, верно только отчасти. Всеобщая грамотность выполняла множество функций, Во-первых, проект «красный модерн», реализованный большевиками, был невозможен при уровне грамотности населения крестьянской России. На конец XIX века в России было 88% крестьян, большинство из которых было предельно безграмотным. Промышленная модернизация требовала всеобщего образования.


Элвин Тоффлер видит именно в этом, в подтягивании России до уровня промышленного запада, смысл большевицкой революции:  «в России также возникла коллизия между силами Первой и Второй волн. Революция 1917 г. была русским вариантом гражданской войны в Америке. В первую очередь она была направлена не на построение коммунизма, как это казалось, а опять-таки на индустриализацию. Когда большевики стерли с лица земли последние, сохранявшиеся так долго остатки крепостничества и феодальной монархии, они отодвинули на задний план сельское хозяйство и совершенно преднамеренно стали ускорять развитие индустриализации. Они оказались партией Второй волны» (Э.Тоффлер. Третья волна).

Ну и большевицкую идеологию можно было потреблять только через определенный уровень образованности. Газеты, радио и прочие каналы массовой пропаганды требовали массового сознания, обремененного как минимум несколькими классами школы.

ЗЫ. Кстати, сегодня, когда потребность в переваривании коммунистической идеологии отпала образование сворачивают, современная идеология общества постмодерна не требует даже особенного умения читать, смотри картинки на дисплее девайсов, нажимай кнопочки, пиши короткие сообщения. Круто, чо!

идеология, зона ру, революция, власть

Previous post Next post
Up