Sherman DD - "... не удовлетворяет всем требованиям, но рекомендуется продолжить изучение...".

Mar 28, 2017 09:00


При планировании десантной операции в Нормандии, на основании опыта операций по высадке в Африке и Италии, в американских штабах пришли к выводу о настоятельной необходимости поддержки первой волны десантирующейся пехоты тяжелой БТТ. Однако опыт высадки в Дьеппе показал, что высадка танков непосредственно на берег с десантных судов может повлечь большие потери среди них (судов), ввиду их большой уязвимости (большие габариты, да и слепых дураков среди немцев не предполагалось). По-этому было принято решение оснастить часть танков "Шерман" танковых батальонов предназначенных для поддержки пд комплектом DD (Duplex Drive). По замыслу американских военных, будучи высажены на расстоянии 3000-4000 ярдов (2700-3600м), танки за 15 минут достигнут берега, при этом они будут представлять достаточно малую цель и на дальнем расстоянии будут приняты за не представляющие особой опасности десантные лодки.

Комплект Duplex Drive был разработан инженером Николасом Штрауслером и представлял из себя комплект состоящий из двух винтов, подсоединённых к двигателю и приводимых в движение гусеницами. Система металлических обручей и резиновых трубок со сжатым воздухом поддерживала складной водонепроницаемый экран-чехол вокруг танка. Этот экран поднимался почти на 90 см от корпуса, но во время боя его можно было быстро спустить. Танки управлялись поворотом пропеллеров водителем либо командиром. Скорость в воде достигала 12 км/ч, но только при умеренном волнении (по разным сведениям от 30 до 90см). При выходе на сушу винты поднимались, а экран складывался.






image Click to view


image Click to view



Переоборудованные таким образом танки, называемые Sherman DD, участвовали в трех амфибийных операциях - высадка в Нормандии, высадка в Южной Франции и форсировании Рейна.

6 июня 1946г. штаб Сухопутных войск Армии США выпустил меморандум призваный определить необходимость продолжения разработки DD-танков, основываясь на опыте использования Sherman DD, выдержки из которого я здесь и привожу.

"...
b. Преимущества:
(1) DD танки могут быть высажены с LCT в 3000 или 4000 ярдах от берега в течении 5 минут и достичь берега собственными силами в рассредоточенных порядках в течении 15 минут.
(2) Представляя из себя небольшую цель и до тех пор пока противник не сможет разглядеть их он будет принимать их за небольшие десантные суда подвергая их только обстрелу из стрелкового оружия.
(3) Они доставят максимальную огневую мощь и бронирование на берег за минимальный период времени, и приспособлены к более широкому кругу задач на земле, который не могут выполнить другие амфибийные машины.
(4) Их внезапное появление способно вызвать психологический шок у противника.
(5) При надлежащих условиях могут быть использованы для форсирования рек.
с. Недостатки:
(1) Плавучесть DD-танков обеспечивается очень нежным кожухом. Этот кожух легко повреждается. Разрыв длиной более 1 фута может привести к затоплению танка всвязи с невозможностью насоса справится с поступающей водой.
(2) Его плавучесть сильно ограничена силой ветра и волнения.
(3) Он может затонуть от волны от проходящих рядом десантных средств и больших катеров.
(4) Близкий взрыв может привести к разрыву кожуха.
(5) ВО время движения на воде возможна стрельба только из зенитного пулемета.
...
Повествование о боевых действиях.
I. Использование на нормандских пляжах.
70тб - роты А и B (DD-танки) были десантированы примерно в 500 ярдах от берега плацдарма Юта. 5 танков было потеряно в морена десантных судах когда они подорвались на минах и затонули. Один танк затонул после того как порвался брезентовый кожух из-за близкого взрыва ракетного судна. Оставшиеся 27 DD танков успешно достигли берега и оказали поддержку 4пд. Один танк застрял в море из-за поломки рулевого механизма и позднее был отбуксирован к берегу. Волнение моря умеренное.
741тб. Две роты DD-танков батальона были десантированы в 600 ярдах от берега Омаха Бич при очень сильном волнении. Из 34 десантированных танков только 5 достигли берега. Остальные затонули из-за сильного волнения, а не в результате вражеского воздействия.
743тб. Две роты DD-танков этого батальона были десантированы на Омаха Бич. Из-за сильного волнения они не могли быть десантированы /в море/ и LCT высадили их прямо на берег. Все танки были десантированы и участвовали в бою вместе с 29пд.

II. Использование на южном побережье Франции.
36 танков были использованы VI корпусом в операции "Энвил". Условия были идеальными и сопротивление, по общему признанию, незначительным. Из 36 имеющихся танков, 20 было десантировано на различном расстоянии от 75 до 400 ярдов. Два танка были потеряно до достижения берега: один подорвался на плавучей мине и затонул, другой был залит водой от проходящего рядом торпедного катера. 16 DD-танков были высажены непосредственно на берег без инцидентов.

III. Использование при форсировании Рейна.
DD-танки были ограниченно использованы Армией США при форсировании Рейна в секторах 3 и 9 американских армий. Сопротивление в обоих секторах было незначительным. В 3 армии из-за длительного марша к месту форсирования (175 миль) брезентовые кожухи многих танков были повреждены. Из 51-го приготовленного /к операции/ танка, только 18 оказались боеспособны после выхода на свой берег реки. Берега реки оказались настолько топкими, что только 8 танков попытались ее пересечь. Один из них ударился о препятствие в реке и затонул, остальные 7 благополучно пересекли /реку/. Из-за плохих условий по берегам реки, остальные танки ее просто переехали /по мосту/. В секторе 9 армии, 17 DD-танков форсировали реку при легком противодействии противника."
...
"Штаб сухопутных войск армии США.
6.06.46г.
Тема: совершенствование DD (Duplex Drive) танков.
Кому: начальник штаба, военный департамент
1. Опыт Второй Мировой войны доказал необходимость ускорения высадки танков на побережье и противоположные берега рек как можно раньше в любой из амфибиийных операций. Один из способов которым это можно было сделать, это использование DD-танков. Несмотря на то, что DD-устройства не удовлетворяли всем требованиям для высадки на побережье, продолжение исследований по совершенствованию приспособлений для плавания танков желательно.
2. Требуется, чтобы при изучении каждой новой модели танка определялась возможность разработки приспособлений для плавания, которые понадобятся танку для пересечения воды независимо от наличия мостов, паромов и десантных судов.
..."

Исходник: "Formal Staff Memorandum. Development of DD Tanks.". Headquarters Army Ground Forces. Office of Asst Chief of Staff G-3. Washington (25) D.C. 1200. 6.06.1946.

БТТ, М4 "Sherman", США

Previous post Next post
Up