Ограничения

Jan 12, 2010 14:20

Я буду добрым и не стану вас спрашивать, видели ли вы когда-либо человека, живущего без ограничений. Если такое и имеется, то это уже не человек. Мне, скорее, интереснее другое - встречали ли вы человека, полностью свои ограничения принимающего. Ибо именно отношение человека к своим ограничениям в большой степени показывает, где он находится на своем пути.

Есть ограничения, накладываемые душой перед инкарнацией - скажем, инвалидность; есть такие, которые накладываются человеком на себя уже во время жизни - тяжелая болезнь, например. О тех и других мы говорили в постах о хилинге и карме/предынкарнационных решениях (см. содержание). В них же немного пояснено, для чего они даются/выбираются. Давайте теперь нырнем немного поглубже в это болото, ибо это очень важный в схеме Творения принцип.

В различных архетипических моделях Вселенной и сознания концепция ограничения всегда присутствует как одна из самых важных. К примеру, в астрологии это Сатурн - планета трудностей, потерь и испытаний. В Каббале это сфера Бины (ударение на втором слоге, если что), выражающая концепцию формы. И эти два понятия - ограничение и форма - в метафизике существуют как практически тождественные. Почему это так? В чем суть этих понятий?

А в том, что, в самом фундаментальном своем значении, ограничение - это механизм фокусировки сознания. Без ограничений созидающая энергия никогда бы не смогла быть сконцентрирована целенаправленно - так, чтобы произвести какие-то стоящие результаты. Все слышали о мужском и женском началах. Мужской принцип олицетворяет силу и энергию, но энергию ненаправленную и бесформенную. И без женского принципа мужской просто не в состоянии создать ничего полезного. Потому что женское начало - форма - это именно то, что эту рассеянную энергию сосредоточивает и направляет в созидающее русло, охраняя и умножая его мощь именно благодаря узкому и четко сформированному каналу, через который эта энергия должна пройти перед тем, как она что-то создаст. Таким образом, сила и форма - это две стороны дуализма, пронизывающего как макрокосм (Вселенную), так и микрокосм (человека) - и на всех уровнях, потому что без него ничто и никогда не было бы создано. Ненаправленная энергия должна быть сфокусирована для выполнения любой работы.

Как происходит созидательная работа? Возьмем молоток. Желательно потяжелее. Сам по себе молоток только разрушает. Чтобы что-либо создать, его энергия должна быть сосредоточена и направлена по намного более четкому и узкому каналу - гвоздю. Пар, клубящийся без цели и ничем не ограниченный, в худшем случае обожжет и разрушит, в лучшем - просто рассеется, бессмысленно и впустую. Но постройте для него механизм, четко ограничивающий и направляющий его энергию, и вы получите мощный двигатель. И то же самое относится к абсолютно любой энергии. Никакая созидательная, творческая работа - ни физическая, ни эмоциональная, ни интеллектуальная, ни духовная - не может быть выполнена без целенаправленной фокусировки энергии. С первыми тремя это совершенно очевидно и не требует никаких пояснений. Единственная причина, почему в духовной работе этот принцип не так явственно прослеживается, - это потому, что ограничения в этой области не всегда связаны с требуемой работой так явно, как этого бы хотелось. Как правило, человеку просто кажется, что то или иное ограничение на него элементарно давит, и, кроме вреда, пользы от него абсолютно никакой. Но стоит задать себе один вопрос, и проблески истины начнут проклевываться там и сям: "что данное ограничение заставляет меня делать/воспринимать иначе, чем я бы это делал(а) в его отсутствии?" или, без выпендронов, "чему это ограничение меня учит?" Ответ на этот вопрос, если быть честным с самим собой, подтолкнет нас к тому, какая работа от нас ожидается в результате этого ограничения.

С виду, существует разница между ограничением, наложенным как результат нашего невыполнения назначенных до инкарнации задач, и обстоятельствами, созданными по ходу жизни из-за непонимания принципов создания своей действительности. Например, финансовое разорение может постичь человека, который слишком уж увлекся материальными благами в ущерб намного более важной духовной работе, которую он поставил себе как цель задолго до рождения; но хроническая нехватка денег так же легко может быть результатом того, что человек просто не знает, как правильно создавать условия, нужные ему для удобного и не ограниченного искуственными нуждами существования на материальном плане. Однако разница эта только видимая, ибо и в том, и в другом случае наше внимание подталкивается в том направлении, где нам требуется над собой поработать, и вряд ли имеет принципиальное значение, чем была вызвана потребность в этой работе. То есть, имеет, конечно, но, скорее всего, только для любителей самокопания. Так что, ответ на заданный выше вопрос всегда даст пищу для размышлений. Главное - быть честным с самим собой в ответе на него и докапываться, пока не придет четкое понимание, что именно это, а не то, и есть цель того или иного ограничения.

Важно помнить, что любое ограничение является таковым только если оно так воспринимается самим человеком. Здесь не существует и не может существовать никаких абсолютных утверждений. "Уродливая" родинка возле глаза, смущающая одну девушку, у другой может не вызывать абсолютно никакой негативной реакции. Если в определенной культуре полнота женщины считается привлекательной характеристикой (и, к слову, таких этнических групп немало, слава Аллаху), то вряд ли девушка будет очень переживать по поводу "лишних" 5 кг. А вот если у нее "нормальный" вес - по западным понятиям, - тут уже бедной девушке придется попыхтеть, чтобы привести себя в норму, соответствующую ее понятиям о красоте. Только то, что вызывает в нас неприятие и негативную реакцию, можно считать ограничением.

Разовьем эту идею еще немного - и мы увидим, что, в принципе, все, что вызывает у нас негативные эмоции, довольно удобно подпадает под принцип ограничений, ибо фокусирует наше внимание на том аспекте сознания, где у нас четкий внутренний дисбаланс. Чужая безответственность выводит нас из себя? - не что иное, как такой маленький и яркий лазерный пойнтер, который указывает нам, над чем нам следует поработать. Пренебрежительное отношение со стороны тещи/свекрови вгоняет нас в краску и мы еле сдерживаемся, чтобы не сказать все, что мы о ней думаем? - еще один пойнтер. Внимательность к своему эмоциональному состоянию и вытекающее из нее осознание, когда это состояние меняется в лучшую или худшую сторону - очень важный элемент сознательного роста.

Не знаю, как вас, но меня весь этот разговор об ограничениях не может не навести на мысли о воспитании детей. Ограничения, накладываемые с пониманием характера и наклонностей ребенка, дают рамки, внутри которых ребенок может развиваться в том или ином направлении. Ведь идея архетипа формы и ограничения заключена в том, чтобы сознание развивалось сосредоточенно в выбранном направлении. И если нет ограничений - нет развития. Нет ограничений - нет самореализации. Без развития и самореализации существование становится чисто механическим и практически лишается смысла.

Именно поэтому дети, которым родители позволяют все - любые игрушки, любые сладости в любых количествах, любые развлечения и, самое главное, любое поведение - достигнув примерно подросткового возраста, прежде всего восстают против самих же родителей. Ибо подсознательно они чувствуют, что весь их потенциал, с которым они пришли, разбазаривается совершенно бездарно. И речь идет не о каком-то специфическом потенциале - талант игры на инструментах или что-то типа того, - а о базовом потенциале самоулучшения и самореализации, для которых прежде всего требуется способность ставить рамки - создавать канал для концентрации энергии. Без навыков самоконтроля взрослеющий человек понимает, что жизнь его проскальзывает у него между пальцев, ибо та более-менее неограниченная свобода, которую он имеет в выборе своего поведения, существует всего лишь на поверхности. Глубокая же, настоящая работа в любом направлении, любая самореализация, требующая умения ставить себе ограничения - лицевая, кстати, сторона этого понятия, - ему не под силу; его просто не научили, как это делать. И, чувствуя, кто именно виновен в этом упущении, первыми, на кого он выплеснет свою фрустрацию и довольно часто вытекающую из нее ненависть, будут его же родители.

Дисциплина - разумеется, не по-армейски удушающая, а просто каждодневно-нормальная, спокойная, но последовательная и твердая - абсолютно необходима формирующемуся характеру. Ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки, контролировать себя и таким образом ощутить, когда придет время, что он сам является творцом своей судьбы. Если этого не будет, ограничения все равно будут ставиться, но происходить это будет совершенно бессознательно с точки зрения уже взрослого человека, а это достаточно сильный удар по его пониманию одной из фундаментальнейших основ Творения - свободы выбора. А это уже подпадает под великий космический архетип "Низзя".

Человек, понимающий, для чего существуют ограничения, и, вместо того, чтобы сердиться на них, принимает их и - когда нужно и возможно - работает, чтобы от них освободиться, а когда не нужно или невозможно, работает в направлениях, этими ограничениями подсказанных, ускоряет свой духовный рост и становится осознанным творцом своей судьбы. А это уже покруче, чем в свободное от важной ерунды время заниматься палковставлятельством. Особенно в свои собственные колеса.

метафизика

Previous post Next post
Up