шото плохо мне после дня катастрофы. вчера как дура посмотрела еще фильмы ..поприсутствовала на текесе и окончательно мне сплохело ,если не сказать хуже.
Ну у каждого ,как известно в наш постмодерный век ,свои пути справиться с поплохением . Мой путь - перенести все это из эмоциональной области в вербально-рефлексивную,я там менее ифантильна. И прикупила я книжку рава Шагара про даты в ияре. в чисте прочих ,есть 2 статьи ,посвященные дню катастрофы ,читай -природе и рефлексии страдания в нашем нелучшем из миров
Рав Шагар не подвел и на этот раз.
2 классических подхода к катастрофе европейского еврейства основаны на 2 разных подходах вообще к вопросу божественного управления миром -хасидскии и литовскии. Рав Шах и Любавичевскии ребе.В очередной раз подтвердились слова Шауля Андрущака ,что я стихийная хасидка,
Рав Шах строит свой концепт холокоста на словах Рамбама и Гемары , что нет страдании без вины. Вот капало - капало и накапало к 20 веку на еврейскии народ : аскала ,хуе-мое,отход от традиции. После шоа наш счет опалчен ,говоря языком Булкакова.
Но немедленно открывается следующии . И вот тебе опять сионизм и отход от традиции до следующего холокоста. Говеная позиция ,да простит мне рав Шах. Всевышнии в этом дискурсе выступает в качестве раздражительного хозяина овощной лавки. ле роца!!!!!!!
И второй подход - хасидскии ,основанный на Маарале: есть 2 вида божественного управления , первый - мишпат или награда и наказание ,второй - непостижимый человечским умишком.и не принимаемой человеческой душонкой: Трансцедентность и имманентность творца. как сказано о судьбе раби Акивы : каха ала бедаати. Рок , - сказали бы греки и пропели бы хором. Ашгаха -скажем мы. Шоа вышла за пределы всех пропорции наказания. Космическое ,разрывающее бытие страдание ,ему не может быть объяснении никаким грехом и никакой язык не должен повернуться в объяснении причин этого глобального зла. гадоль алейну. Любавичевскии ребе не согласен с технократическим подходом рава Шаха.никакой экзестенциализм не может соглситься с таким формальным объяснением горя.,бевадай ,не хасидскии.
И далее следуют драшот хасидского ребе , потерявшего всех в этом чудовищном разломе существования и погибшего там же. Рава из варшавского гето, бааль Эш кодеш, раби Клонимус, да отомстит Всевышнии за его кровь и за кровь всех наших братьев и сестер,
Вы знаете ,все ,что он пишет , это современная книга Иова. Иов был первый экзистенциалист. На все разумные объяснения своих друзей ,он отвечает одной фразой - я страдаю. И объяснения их глухо раздражают, несмотря на разумность ,своей неуместностью,очевидно.
Пока я не прочла драшот бааль Эш кодеш ,я не понимала ,что хочет сказать нам Иов, а теперь поняла.
Страдания ,они не для чего. это подлый подход и обманные манипуляции с собственным сознанием ,взять и сказать ,вот ,мне хуево сегодня ,но все это мне делает Всевышнии ,чтоб мне было офигенно завтра..Нехамот козвот ,по Эш кодеш. Кармы ли закон ,перерождении ли эффект , или исурей ахава ,- один фиг.. это попытка убежать от своей боли и от встречи со Всевышним через эту боль.Страдания приходят в наш мир ни для чего ,а потому что. А почему нам не узнать никогда. каха ала бедаати.и холокост не произошел как наказание за аскалу или разговоры во время хазарат ашац ,и не для того чтобы наше великолепное государство построить и оттуда ходить маршем по освенцему туда-сюда -обратно,А потому что, это и есть встреча с творцом. Вот такая встреча. Ве идом Арон.не надо объяснять страдания ,надо их принять... и искать причин для холокоста не надо,не найти нам ,гадоль алейну не надо оправдывать страдания , это бросает тень на нашу веру в справедливость Творца.Оправдания - это обратная сторона несогласия и вообще трансцендентальности оправдываемого.это неправильно. в каждом из нас искра Творца.он нам не дискретен и его справедливость абсолютна.
Когда болит горло ,ты можешь проснуться и сказать себе ,"видимо я простудился ,это,наверняка ,из -за того, что я мороженого против ветра покушала ,и вообще, как прекрасно ,теперь я не пойду в школку.",но если ты пойдешь к врачу и тот определит рак горла ,не дай Б-г никому ,в этот момент все глупости отпадут ,ты останешься на едине с разломом и с замаячевшей на горизонте смертью. Никаких ништяков это уже не обещает и никакие причины тебя не волнует. Существуешь ТЫ и ОНА ,эта пропасть. Это может понять только тот ,кто писал изнутри Страдании Иова . Бааль Эш кодеш открыл мне еще одну сторону встречи между творцом и творимым. Творец страдает с нами ,когда страдает прат ми исраэль. почему он это делает нам не узнать..вот такая встреча
.