Эпизод русско-японской войны, художник И. Владимиров
Симпатичная "шапкозакидательная" картина. Русский богатырь-генерал и тщедушный пленный японец, - наверное в начале войны в русском обществе так и представляли её итог.
Кстати, едва ли не единственным, кто трезво оценивал японские вооружённые силы и понимал что война никак не будет лёгкой, был генерал А.Н. Куропаткин, будующий командующий Маньчжурской армией. В советской историографии на него возложили едва ли не главную ответственность за неудачную войну, что в основном не справедливо, на мой взгляд. Именно Куропаткин предупреждал о не готовности России к столкновению с Японией на таком, удалённом для нас и близком для Японии, театре военных действий. Он же призывал срочно принимать меры для усиления русских позиций на Дальнем Востоке, и избегать прямого столкновения с японцами (даже путём уступок) пока ситуация не будет исправлена.
Интересный взгляд на Японию, где он побывал в 1901 г., Куропаткин оставил в своих воспоминаниях.
"... В бытность в Японии я в короткое время не успел достаточно ознакомиться со страной и войском, но и того, что я увидел, было достаточно, чтобы признать достигнутые японцами результаты в последние 25-30 лет поразительными. Я увидел прекрасную страну с многочисленным трудолюбивым населением. Оживлённая деятельность царила повсюду. Подкупало жизнерадостное настроение народа, его любовь к родине, вера в будущее.
В военной школе я видел спартанское воспитание. Физические упражнения на эспадронах, ружьях и палках будущих офицеров не подходили ни к чему мною виденному в Европе; дрались с ожесточением. В конце боя схватывались в рукопашную, пока победитель не становился на грудь побеждённого и не срывал с него маску. Проявлялось ожесточение в упражнениях, били друг друга с дикими криками, но тотчас с окончанием боя или по сигналу вытягивались в струнку и принимали деревянный бесстрастный вид.
Во всех школах страны военные упражнения занимали видное место, и дети и юноши занимались ими с увлечением. Военные прогулки сопровождались задачами по применению к местности, практикой в обходах, неожиданных нападениях. движениях бегом. Во всех школах изучение истории Японии должно было способствовать укреплению любви к родине и укоренению убеждения, что Япония не победима. Особо подчёркивались все удачные войны, ведённые Японией, и прославлялись герои этих войн. Японцы учили, что ни одно из военных предприятий Японии не было неудачно.
На оружейных заводах я видел огромное производство ручного оружия, работы выполнялись быстро, аккуратно и дёшево.
В Кобе и Нагасаки я внимательно осматривал кораблестроительные заводы, видел на работе не только минные суда, но и броненосные крейсера, и всё это исполнялось своими рабочими, своими мастерами и под руководством своих техников. ...
На полях Японии осталась во многом древняя культура, но, несомненно, весьма высокая. Обработка полей была самая тщательная, но борьба населения из-за каждого кусочка земли, борьба с горами, чтобы и их сделать производительными, недостаток производства в стране питательных веществ указывали, что населению Японии стало тесно на их островах и что корейский вопрос для японцев есть вопрос жизненный. ...
Мне показывали японские войска смотровым порядком (гвардейскую дивизию, два полка 1-й дивизии, много батарей и два полка конницы). Всё это было подтянуто, отлично маршировало, солдаты выглядели как наши юнкера. Тактическое учение прошло шаблонно. Бросался в глаза слабый конский состав артиллерии. Офицеры и начальствующие лица в японской армии, которых я видел и с которыми познакомился, производили очень хорошее впечатление. Даже короткое знакомство не оставляло сомнения, что многие из них, по образованию и знанию военного дела, в любой армии заняли бы почётное место. ... "