Еще одна история про охоту

May 22, 2006 13:27

Разбирал тут архивы. Несколько лет назад собирал охотничьи рассказы, какие мне нравятся. Типа антология такая. В основном классические, но и из современников попадаются. Вот хорошая правильная история, интересная и поучительная.
Специально посмотрел сейчас - нет этого рассказа в интернете. А мне кажется, должен быть.
Удивительно, что описываемые события происходили не со мной и моими товарищами. До боли все узнаваемые персонажи.

Сергей Лосев
Призовой лось

Ура! Мы чемпионы Вооруженных Сил СССР. Сборная команда МВО выиграла чемпионат. Заслуженные поздравления, приёмники в награду от командующего и небольшие отпуска. Полный удивления крик души нашего полковника - председателя окружного Совета охотников: «Я двадцать пять лет прослужил верой и правдой, а именные часы от командующего получил впервые, за то, что эти разгильдяи заняли первое место. Парадокс!» Тем не менее выделил нам команду, лицензию на лося. Пустячок, а приятно.
Выезд назначен через две недели, после открытия охоты на копытных. За это время команда стендовиков как-то незаметно развалилась. Кого-то вызвали на очередные сборы по подготовке к следующим соревнованиям, у других семейные обстоятельства. В общем, к выезду оказались готовы только четыре человека из сборной команды стендовиков. Два тренера и я с молодым талантливым спортсменом Женей. Но наш главный тренер Сергей мгновенно набрал пятнадцать человек из своих родственников, друзей и родственников друзей. И вместо молодой сплоченной команды умелых стрелков мы получили сборную солянку из ветеранов и дилетантов. Делать нечего, надо ехать с тем, кто есть.
На базу прибыли без происшествий и разместились без проблем. Вечером перед ужином прослушали инструктаж. Охотовед, оказывается, знал о нашем приезде и выдели резервный загон, совсем рядом с гарантированным зверем. Все повеселели. Еще бы - быстренько хлопнем лося, тащить далеко не надо, разделаем и за стол, по рюмке под печенку. По этому поводу за ужином большинство стрелков расслабилось. Точнее, молодежный состав гулял до утра, а ветераны всю ночь играли в преферанс. Мы с Женькой действующие спортсмены, и к тому же я не умею играть в преферанс, поэтому мы довольно скоро уснули.
Проснувшись в три часа ночи, я открыл глаза и подумал, что дом горит. Сквозь густые клубы дыма еле-еле угадывалась горящая лампочка. «Раз. Пас. Вист», - послышалось из полумрака. Из кухни доносился звон стаканов и тосты за завтрашнюю удачу. «Все в порядке. Команда готовится», - подумал я и спокойно заснул.
Наутро я понял, что праведный образ жизни - враг охотника. Выяснилось, что охотовед не может предоставить нам загонщиков и придется гнать лосей кому-то из нас. Наша доблестная команда напоминала армию Наполеона после Ватерлоо. Силы оставались только у нас с Женей и тренера Сергея. Но он, как старший команды, должен был находиться в цепи стрелков. Остальных двух хватало на то, чтобы кое-как добрести до номеров. Проклиная все на свете и громко обещая в следующий раз набраться до поросячьего визга, мы направились в загон.
Выждав положенное время, я двинулся в сторону стрелковой линии. В довершение всех бед передо мной оказалось довольно противное болото. Ругаясь во весь голос, благо положение загонщика это позволяло, челноком двигаюсь вперед. Что-то долго нет выстрела. Не хватало еще, чтобы загон оказался пустым. В этот момент в цепи заработал автомат. Пять выстрелов с равными промежутками донеслось с одного из крайних номеров. Что это? Лицензия у нас одна, следовательно, и лось один, и пять выстрелов наводят на нехорошие мысли. Обычно для того, чтобы положить крупного быка, достаточно одного-двух. С тревожным чувством иду в направлении стрельбы.
Понурый вид стрелка, рассматривающего следы на неглубоком снегу не внушает оптимизма. Неужели промах? Но действительность сразила наповал. Следы трех лосей проходили в четырех метрах от столбика, где стоял наш Вильгельм Телль. Любитель горячительных напитков и знаток прикупа пять раз промазал с четырех метров на чистой просеке по трем лосям!
Но не это оказалось самым худшим. Кровь на снегу показала, что один зверь ранен, а осколки зубов наводили на мысль о попадании в нижнюю челюсть. Ранение мучительное, но легкое. Поэтому, вместо нового загона, нам предстояло неизвестно сколь долгое и утомительное преследование. И не по следу, в надежде, что лось ляжет от потери крови, а обрезая его на ходу. Для этого нужна была быстрая, мобильная группа, а не наша инвалидная команда. Я с охотоведом, Женькой и двумя ребятами помоложе кинулись в преследование по просеке параллельно следу, а остальные поплелись сзади. Теперь они напоминали французскую гвардию после Березины.
Обрезаем по первому же визиру - лось прошел. Зато подранок отвалился от других и шел один. Остальные не затаптывали кровяной след. Примерно через километр обрезаем снова, и снова зверь идет ровной рысью, не сбавляя хода. Только на четвертый раз не увидели выходного следа, но нас осталось всего трое. Охотовед пробежал метров триста и встал, перед ним с интервалом в сто шагов встали мы с Женей не успели отдышаться, показался бык с довольно приличными рогами. Вышел он шагах в сорока от охотоведа и соответственно в шестидесяти от меня. Первый выстрел напарника - лось идет. Следующий мой - бык прибавляет ходу. Только после того, как мы расстреляли по магазину полуавтоматов, лось упал. Он был буквально нашпигован пулями, но ни одна не попала в убойное место. Очевидно, сказалась, пробежка по снегу и торопливая стрельба из боязни, что зверь и на этот раз уйдет. Худо-бедно, но мы добрали его. Охотовед поздравил нас и быстренько смылся, сказав, что у него полно дел. А мы остались дожидаться обоза, который плелся где-то позади.
Наконец показались первые согбенные фигуры, и мы как-то сразу, переглянувшись, поняли, как крупно влипли. От места, где мы находились, до базы не менее пяти километров. Ни одна машина сюда не пройдет, да и не похоже, чтобы кто-то собирался ее присылать. Половина нашей команды еле держится на ногах, мучаясь с похмелья, а у второй недавно был инфаркт миокарда, и нельзя тащить тяжести. В довершение всех бед катастрофически быстро темнело, мы пробегали за лосем весь короткий зимний день. Следовательно, разделать быка мы не успеем, и придется тащить его эти пять километров. На как? И с кем? Дееспособными оставались только мы с Евгением да тренер Сергей с одним своим непьющим приятелем. Сам стрелявший, появившийся последним, рухнул в снег и не только не представлял из себя никакой тягловой силы, но и внушал опасения, что сам превратится в бесчувственный груз. Делать нечего. Не ночевать же тут. Мы трое, срубив березку, затащили на нее лося и, вспомнив картину Перова, впряглись в воз. Четвертый толкал тушу сзади палкой. И начался незабываемый пятикилометровый переход.
Через полтора километра силы наши окончательно иссякли, и старший, Сергей, принял рискованное решение. Он отправился за своей «Нивой», чтобы попробовать пробиться к нам и отбуксировать тушу на базу. Вот тут настал мой звездный час. Поскольку ушел мой непосредственный начальник, а родственники и друзья лишились своего покровителя, я взял здоровенную дубину и заявил, что сейчас вылечу всех инфарктников и похмелю всех страждущих. Недовольно ропща, большинство сачков все же взялись за лямки, поскольку видели, что и я, и мои пристяжные обозлены до предела. Часто меняясь, мы тащились до тех пор, пока не встретили Сергея, который жизнерадостно сообщил нам, что машина намертво застряла и предстоит вытаскивать еще и ее. Сколько прошло времени, никто уже не считал, поскольку неясно было, выберемся ли мы вообще из леса. Зато он слышал шум проходящих автомобилей, следовательно, недалеко шоссе. Видимо, решив срезать путь, мы в темноте заблудились, и нашел Сергей нас случайно, по громким матюгам.
Решаем сначала вытолкать машину, Сергей выедет на шоссе, а мы потащим лося напрямки, через лес, к дороге. Инфарктников отправляем к машине, а сами снова за лося. Не помню как, но мы все-таки вышли к шоссе. Помню только, что последние метры напоминали кадры из кинофильма «Последний дюйм». Уже на базе я, совершенно мокрый, выпил воды со льдом (без всяких последствий) и твердо решил не ездить на лося с незнакомой компанией.

Российская Охотничья Газета, 24 ноября 2004 г.
Previous post Next post
Up