Feb 14, 2006 14:43
Неожиданно для себя вынужден вернуться к теме уродов. Тема вызвала читательский интерес и даже маленькую дискуссию. Даже читатели передрались немножко между собой. Такой цели я перед собой не ставил, но и не слишком огорчен.
Как всегда бывает, первые же читатели поняли меня совершенно превратно. Наверное, я не очень ясно изложил свои мысли, хотя мне казалось наоборот.
У всех сложилось впечатление, что я призываю расстреливать академиков, а заодно с ними и всех людей, получивших доступ к государственным тайнам. Вовсе нет. О смертной казни применительно к уродам я говорил только исходя из соображений частной превенции, как одной из целей уголовного наказания.
Частная превенция (объясняю специально для лиц с высшим юридическим образованием, а равно и без такового) - это лишение данного частного лица возможности совершать преступления. Не воспрепятствование уже совершенному преступлению, а предотвращение будущих преступлений.
С точки зрения частной превенции идеальное наказание - смертная казнь. Нет человека - нет проблемы, и никаких преступлений этот бывший человек уже больше никогда не совершит.
Это вовсе не значит, что надо расстреливать всех преступников. Ни одно государство в мире не ставило себе задачи уничтожить как можно больше собственных подданных. Даже Сталин, что бы о нем не писали, не старался расстрелять как можно больше. Понятно же, что это глупо.
Но при этом все иные виды наказания с точки зрения этой самой превенции гораздо менее удачны. Вот Солженицына выпустили из лагеря, а он не перевоспитался. Пришлось из страны депортировать.
Теперь про государство вообще. Государство и государственные тайны придумали не немцы 150 лет назад. Придумали это гораздо раньше, и придумали люди, с их конкретными человеческими интересами. Когда таких интересов стало слишком много, люди уже не могли договариваться друг с дружкой напрямую. Пришлось создавать некие третейские органы, опять же из людей. Так и появилось государство.
Хорошо это или плохо, но государство существует рядом с нами, и приходится с его существованием мириться. Есть возможность сделать его лучше - делай. Нет возможности - приходится подчиняться такому, какое есть. Тем более, что возможностей заставить себе подчиняться у всякого государства достаточно. Даже у такого паршивого, в каком мы сегодня живем.
Теперь про совесть. Совесть - это вообще в романе главный момент. По Солженицыну, на государство работать - совести противно. Есть политические зэки (те самые уроды) и их единомышленники (уроды по другую сторону решетки), которые это понимают, потому что у них совесть есть. И есть быдло, у которого совести нет, и оно поэтому с Солженицыным не согласно.
Вот дипломат Володин ощутил в себе совесть и побежал в американское посольство звонить. Ему ведь, совестливому, по хрену, что на другом конце провода другое государство. И что это другое государство делает атомную бомбу, чтоб ему, дипломату, на голову сбросить. Вот такая у него совесть.
Я не говорю уже о том, что его за шиворот в дипломаты никто не тянул. И что совесть его не мешала ему до определенного момента мундир носить и зарплату получать.
Такая же совесть неожиданная и у Нержина проснулась. Действительно ведь, работал до какого-то момента он в Марфино. Понимал, что делает и для чего. А потом западло стало с гэбистами работать. Совесть.
Слава Богу, что таких совестливых было мало. Большая часть населения такого рода совестью не обладало. Что бы не писал на этот счет Солженицын.