https://www.proza.ru/2015/05/09/95Глава четвёртая
Условия не совместимые с жизнью
…………………………………………………….
Иногда мне кажется, что всей русской интеллигенции, завершившей свой жизненный путь до начала Революции, а лучше даже до начала Первой мировой - повезло!
Повезло и тем, кто эмигрировал в Европу и Америку и нашёл в себе силы осесть
там, устроиться официантом в тихий кабачок на окраине города, и больше никогда на родину не возвращаться… И даже не смотреть в сторону России! Русская икона под подушкой - не в счёт…
Я была в Ницце, в церкви, построенной общиной русских эмигрантов в начале 20-ого века… Это довольно известное место… Церковь действительно a la russe в смысле архитектуры и внутреннего убранства… Но меня, тогда ещё подростка (и слышавшую
только про Малевича), потрясло другое: церковь была построена со слезами и на слезах… Я не могу других слов подобрать! Мне показалось, что там, внутри, рыдают стены, свод, все иконы… Сам воздух там наполнен рыданиями! Их слышно, хочется плакать самому, включиться в этот незримый хор рыданий. Хотя в тот момент в помещении была гробовая тишина, а на дворе стояло прекрасное средиземноморское лето.
Это были слёзы всех тех будущих безымянных официантов, таксистов, грузчиков, швей, уборщиц, сиделок, медсестёр, секретарш, которые в 1917 году, тщательно зашивая в подолы пальто свои обручальные кольца и крестильные крестики, спасались от скотства большевиков Новой России, от голода и безысходности…
Княжеские титулы теперь были никому не нужны - нужда всех уравняла… Но родина остаётся - в рыдающем сердце. И вот для этих рыдающих сердец рыдающими руками была выстроена русская церковь на французской земле …
Мне хочется всех тех, кто не уехал ТОГДА или всех тех, кто вернулся в 30-ых обратно на Родину, взять за грудки и очень долго трясти: почему не остались в Европе ???!!! Дольше всех я трясла бы Марину Цветаеву и её дочь Ариадну…
Ведь многие эмигранты прекрасно владели несколькими иностранными языками (потому что у подавляющего большинства было очень прочное гимназическое образование, и некоторые имели возможность продолжить его в университетах Европы).
Здесь, на любимой родине, их ждали обвинения в шпионаже, лагеря, расстрел, существование, не совместимое с цивилизованной человеческой жизнью.
Далее - Вторая мировая. Везунчики обретали вторую - нет, уже третью родину - в эвакуации в Южной Сибири… Многие, сумевшие применить ТАМ свои таланты, и не имея никаких иллюзий по поводу стратегии партии и правительства, предпочитали не возвращаться в столичные города и навсегда оставались там - с фотокарточкой Эйфелевой башни под подушкой…
Ро-ди-на!
В нас воспитывают патриотизм с детства. А вот МНЕ кажется - не надо. В случае
с Россией - не надо, не обязательно… Берёзки-ёлочки можно и в Канаде найти, у нас с ней схожие климатические условия, а родина - это ведь не клочок почвы, это люди, это родной язык, это семейные традиции. А какие у нас были люди в те далёкие 20-ые, 30-ые, 40-ые? Атмосфера взаимной подозрительности и недоверия, доносы… А язык? Лучше было молчать… И ведь по сути дела только в конце 20-ого века стало можно дышать и высказываться ТАК, КАК ТЫ ХОЧЕШЬ. Почти столетие этого невидимого гнёта! Всё, теперь оковы пали, все мучители - на кладбище, но тех, расстрелянных ни за что - не вернёшь. И у большинства из них даже место погребения не известно. И вот это всё про Веру Ермолаеву…
И вот это всё про круг Казимира Малевича - про тех, кому своей смертью не повезло умереть до 1917-ого года, про тех, кто возвращался из Парижа не во время… Про тех, кто отваживался творить в ТАКИХ адских условиях, отказываясь изменить своей Музе, делу всей своей жизни - Искусству!
Бывают условия не совместимые с жизнью, а бывают - с живописью.
Ермолаева до последнего дня живописала - правда, плакаты и театральные декорации и, правда, на зоне, но… ТВОРИЛА! Никогда не имея ни мужа, не детей, похоронив к своим 20-ти пяти годам (примерно)всех своих ближайших родственников, она была абсолютно предана делу всей своей жизни - искусству. За что расстреляли? Понятно, что причина была абсолютно выдуманной (стандартная формулировка) - "антисоветская агитация". А тремя годами раньше она неосторожно высказалась в компании по поводу коллективизации: это тупик, это грядущий голод, это причина вымирания деревень… Ну ещё и арт-тусовки у неё на квартире… А ещё она потомственная дворянка… И в Париже обучалась… И западную живопись хвалила…
По меркам тех лет Веру Ермолаеву как раз БЫЛО ЗА ЧТО арестовывать, судить и расстреливать!!! И разумеется весь круг её общения, все её работы подлежали ликвидации… Обречена была Ермолаева с момента рождения - так можно выразиться.
Не ту родину выбрала!..
НО особенно меня пугает вот что: правды мы никогда не узнаем. Информации о Ермолаевой теперь достаточно. Её уничтожали, забывали, вычёркивали из всех списков по месту её служб, упоминать о ней опасались даже её ученики (им жить хотелось), но после 90-ых годов 20-ого века стали потихоньку просачиваться в печать, а позднее и в сеть, ВОСПОМИНАНИЯ тех, кто уцелел - во Франции, Англии, Америке (благоразумные и трезвомыслящие), в Алма-Ате (спасающие Живопись). И вот только из этих воспоминаний и чудом уцелевших чёрно-белых фотографий мы можем ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО понять масштаб личности Веры Михайловны Ермолаевой.
Почему не архивы? Потому что был 1937-ой год!
То, что уничтожено не было - тщательно прилизали цензурой. Мемуары заставляли писать так, чтобы и между строк даже намёка не было на инакомыслие.
Личность человека - это не только его физическое тело, это его ДЕЯНИЯ, что опаснее. Предсмертным запискам, хранящимся в архивах верить, конечно, можно, если у вас есть гарантия, что они не написаны под диктовку сотрудников НКВД. Мне кажется логичным вопрос: зачем хранить в архивах (в папке с Личным делом) предсмертную записку человека, которого ведут на расстрел? Его не будет через час, этого человека, его ведут уничтожать. А записку - зачем хранить? Для кого? Человека уничтожили, а записку оставят для потомков? Бред какой-то.
На недавней выставке работ Регины Великановой (книжная графика) в Петербурге, лежали под стеклом несколько машинописных листов с текстом её автобиографии, ею же напечатанных, и последнее письмо-прошение Веры Ермолаевой, написанное от руки начальнику Карагандинского лагеря.
Автобиография - это то, что пишет САМ человек, о себе, от себя, не виляя, не умалчивая о каких-то событиях жизни. Автобиография не может, по определению, быть подвергнута цензуре, лишь проверена редактором на предмет стилистических и грамматических ошибок. В Советском союзе автобиографий в таком виде НЕ существовало: ни у публичных людей, ни у простых чернорабочих. Пропускали в печать только то, что полностью соответствовало советской идеологии. Об остальном НИКТО НИКОГДА не узнает. Поэтому даже те листы машинописного текста, напечатанные в 1957 году бывшей ученицей Ермолаевой - Региной Великановой - максимально согласованы ей с линией партии. И об опальной Ермолаевой там - ни слова. Нельзя! Не положено! Только о Малевиче - он успел умереть до 37-ого года. Вот именно поэтому к архивному материалу ЭТОГО ПЕРИОДА я не могу относиться с полным доверием, хотя всё равно волосы дыбом встают.
Получается , что всё , что можно о Ермолаевой найти - приблизительно.
Реабилитировали же Веру Михайловну Ермолаеву только в 1989 году.
автобиография Регины Великановой (1894, Луганск - 1972, Алма-Ата)
http://www.docanpo.ru/velikanova_autobios.html