Оригинал взят у
platinym в
Примеры советского дизайнаВ эти дни в Московском Музее Дизайна проходит выставка «Советский дизайн 1950-80-х», что заставило и нас в очередной раз вспомнить о культовых вещах советского быта и уникальных разработках дизайна СССР.
Советский дизайн был простым и элегантным - как гранёный стакан, как авоська, как Любинская сгущёнка и холодильник «Зил».
Михаил Горбачев, показывая иностранным журналистам на знаменитый дизайн циферблата своих часов «Ракета», говорил о том, что перестройка «это начало жизни с нуля». Но так ли хорошо начинать все сначала, предавая забвению опыт предыдущих поколений? И чему мы можем научиться сегодня у советского дизайна?
Эти вещи каждый из нас помнит с детства: авоська, машина «Запорожец», граненый стакан и школьная униформа... И едва ли кто-то мог оценивать с точки зрения «красиво» или «некрасиво» - пользовались тем, что было.
Пришло время новым взглядом, с высоты нового времени, посмотреть на лучшие образцы советского промышленного и графического дизайна, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды. Это не просто милые ретро-вещицы, а результат системного, функционального, эстетического и гуманистического подхода к дизайн-проектированию.
Пылесос «Чайка», производился начиная с 1963 года на заводе «Коммунар», СССР, всего выпущено 2,5 миллионов экземпляров.
Складная металлическая сетка для яиц.
Контейнер для швейных принадлежностей, 1960-е годы.
Радиоприёмник
Игрушка «Неваляшка»
Холодильник
Сгущенка. Настоящий советский шедевр. Можно варить прямо в банке.
Чайник
Упаковка для кефира. Один из лучших примеров экономичного и экологичного дизайна. Цвет и полоски на крышке обозначают вид продукта. Легко, наглядно и дёшево.
Граненый стакан. Первый советский гранёный стакан был выпущен в 1943 году старейшим в России стекольным заводом в городе Гусь-Хрустальный. Дизайн гранёного стакана советского образца приписывают Вере Игнатьевне Мухиной - автору монументальной композиции «Рабочий и колхозница».
Авоська. «Один из лучших примеров в области советского дизайна. Если вам небезразличны проблемы экологии и загрязнения окружающей среды, чрезмерного потребления - знайте, что эта сумка стала жизнеспособным решением ряда проблем много лет назад. Авоська представляется мне частью разумной системы, видом систематического дизайна, в котором продукты покупаются ровно в том количестве, в котором они нужны, а не „про запас“. Они не упаковываются несколько раз, и сумку можно использовать неоднократно и постоянно носить с собой - авоська компактная и не занимает места. Уверен, современные дизайнеры должны обратить на этот предмет самое пристальное внимание,» - говорит специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.
Сифон, стекло, металл.
Настольная лампа «Радуга 1-80», вторая половина 1970-х годов.
Весы бытовые
Отрывной календарь. Отрывая листки, физически ощущаешь течение времени.
Кофе. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Милая упаковка. Простая, экономичная в производстве, всего два цвета, и до сих пор выглядит очень современно. Я бы с радостью купил кофе в такой упаковке - она выглядит гораздо аутентичнее, чем весь этот пластиковый мусор, в который кофе фасуется сегодня».
Презервативы. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Упаковка очень функциональна. При этом совершенно не „эмоциональна“, но не думаю, что в определенных обстоятельствах кто-то обращал на это внимание. Мне нравится».
Треугольный молочный пакет - не полностью советское изобретение. Линии для такой упаковки в СССР поставляла шведская компания Tetrapack. В 1943 лаборатория «Åkerlund & Rausing» начала разработку картонной упаковки молока, в 1944-ом Эрик Валленберг, молодой ассистент выступающий как глава исследовательской лаборатории, изобрел упаковку в форме тетраэдра, образованную из конусообразного куска бумаги.
Школьная униформа. Комментарий дизайнера Умберто Джираудо: «Довольно элегантная и отлично отражает формальный иерархический статус. Я тоже носил форму, когда ходил в школу. Однако не могу не отметить, что сегодня такая форма смотрелась бы, скорее, на официантках или студентках, но не на учащихся в школе».
«Запорожец». «Настоящий шедевр советского дизайна - несмотря на то, что он базировался на дизайне FIAT. У „Запорожца“ есть уникальные черты, например, решетка на капоте, которая придает образу автомобиля некоторую агрессивность. Ни разу не видел „Запорожцев“ в жизни, но слышал множество историй об этих машинах. В частности, о том, как их ремонтировали и украшали,» - говорит специалист по индустриальному дизайну, преподаватель Британской Высшей Школы Дизайна Умберто Джираудо.