ричард мэтсон однажды написал роман "я - легенда", к которому кинематографисты обращались уже 3 раза. вчера и сегодня я посмотрел все три экранизации: "
последний человек на земле" сиднея сэлкоу и убальдо рагоны с винсентом прайсом в главной роли, "
человек омега" бориса сагала с чарлтоном хестоном и "
я - легенда" френсиса лоуренса с уиллом смитом. книгу я не читал, поэтому сравниваю только постановки.
смотрел я в обратном порядке - сначала последний фильм, потом второй, и только затем - первый. отличий между ними очень много, сходства тоже есть, но я бы назвал их незначительными. третья и вторая экранизация близки друг другу - фильм "я - легенда" снимали на основе сценария фильма "человек омега". но версия с уиллом смитом живее: главный герой не просто ищет вакцину, но жутко, просто невероятно боится тех, кого хочет вылечить. он ловит их по одному и пробует разные версии вакцины, но боится войти днем в темные здания. и этот его страх столь очевиден, что зритель поневоле тоже начинает бояться. причем страшно не из-за вида или внезапного появления мутантов - страшно от капель пота на лице, от мелкой дрожи рук с автоматом, от частого дыхания (почти удушья) уилла смита. страшно, когда он души свою инфицированную собаку, а камера показывает только его лицо.
отдельно отмечу сцену, где невилл включает анне боба марли и рассказывает о том, как через два дня после покушения марли вышел на сцену и на вопрос "зачем?" ответил: "те, кто хочет разрушить мир, работают без отдыха" (за точность цитаты не ручаюсь). негр, цитирующий негра, говорящего о расовых проблемах - это круто. по-настоящему сильная сцена, без иронии.
а ирония - в сценах с манекенами. до того, как невилл убил собаку - после иронии там уже не было. и когда он решил погибнуть в драке с монстрами, в которых превратились люди, не было ни иронии, ни пафоса. он потерял единственное существо, которое хоть как-то связывало его нынешнее существование с прошлой жизнью. и смысл был потерян...
версия с чарлтоном хестоном ужасного лишена напрочь: дикари из "семьи", ночами терроризирующие главного героя, вызывают в лучшем случае недоумение (хотя чаще - смех), сам роберт невилл щеголяет голым торсом и знаменитой челюстью актера (здесь он тоже играет только зубами, как в "планете обезьян", хотя это ему по-прежнему удается хорошо). но здесь полковник - обычный человек, случайно получивший иммунитет. и он совершенно не хочет никого спасать - только уничтожить. вот он и ездит по городу в поисках альбиносов из "семьи", убивает их, а потом едет домой и бухает (периодически меняя одежду в опустевших магазинах). поэтому и фильм больше похож на боевик, чем на драму или ужастик. причем на боевик "трешевый" и малобюджетный. самый интересный момент в нем - когда невилл в кинотеатре смотрит "вудсток")).
наконец, первая экранизация - "последний человек на земле" - типично театральная постановка в духе 1960-х. собственно, она и снята в 64-м, поэтому неудивительно)). женщины с прическами тех лет, медлительная съемка с затянутыми общими планами, плохая игра винсента прайса (ну не верю я ему, когда он "психует" - настолько театральны эти броски кольев и чего-то другого). в то же время, судя по рецензиям прочитавших книгу, именно эта версия наиболее близка оригиналу. здесь главному герою докучают вампиры с замашками зомби, а убивают выжившие люди, сумевшие-такие удержать болезнь посредством какой-то вакцины (хотя и не излечиться полностью).
при этом я бы не сказал, что какой-то из трех фильмов смотреть не надо. скорее, наоборот: каждый в меру хорош. и каждому зрителю, думаю, какой-то один покажется лучше других. поэтому - смотрите! :)