Открытие памятника превратили в достижение
Вчера утром довелось мне побывать на открытии очередного памятника в Самаре. На этот раз - Сергею Павловичу Королеву, который известен тем, что запустил в космос Белку со Стрелкой и Юрия Алексеевича Гагарина. Кроме этих он совершил еще много чуть менее известных (но не менее значимых) дел в освоении космоса, но речь сейчас не о них и даже не о нем - речь о памятнике, который, как мы хорошо помним благодаря Георгию Данелия (или Виктории Токаревой - я точно не знаю, кто именно придумал ставшую позже классической фразу Косого), посадить нельзя. А можно его только поставить - или установить: тут уж кому как нравится.
Памятник установили между административным корпусом Самарского государственного аэрокосмического университета им. С.П. Королева и одним из общежитий этого же университета. Аккурат под камерой видеонаблюдения - чтобы вандалы потом Сергею Павловичу не оторвали чего-нибудь. Хотя, на мой взгляд, отрывать там особо нечего: огромный бюст на еще более огромной постаменте, выполненный из сверхпрочного бетона и покрашенный «под бронзу». Автор бюста - скульптор Сергей Олешня из Ростова-на-Дону. А изготовлен он в рамках проекта «Аллея российской славы», созданного по идее одного из руководителей кропоткинской (Краснодарский край) строительно-архитектурной компании «СМиК» Михаила Сердюкова. Подробно о проекте можно почитать на официальном сайте, поэтому я тут о нем писать не буду. Замечу лишь, что некоторые новостные сайты, сообщая об открытии бюста Юрию Гагарину в парке его имени, написали: «бюст был подарен городам России, внесшим вклад в развитие космических исследований, партией «Единая Россия». Интернет не дал никаких данных о партийности Сердюкова, так что можно считать, что он - беспартийный. В связи с чем ажиотаж вокруг приплетения к дарам «ЕдРа» совершенно непонятен.
На открытии бюста, который до того неделю стоял на месте, накрытый тряпочкой, явились: глава Самары Дмитрий
azarov63 Азаров, сенатор и бывший губернатор Константин Титов, бывший ректор и нынешний президент СГАУ Виктор Сойфер, нынешний ректор Евгений Шахматов, гендиректор ФГУП ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин, его заместитель Герой соцтруда Геннадий Аншаков, летчик-космонавт и Герой России Александр Лазуткин, министр образования Самарской области Дмитрий Овчинников и еще какие-то люди, которых не назвал конферансье и не узнал ваш покорный слуга.
Рядом с еще закрытым памятником стояли по стойке «смирно» шесть студентов университета в военной форме (там есть военная кафедра, если кто не помнит). Собственно, от них я и узнал о времени открытия - буквально накануне ребята маршировали, отрабатывая каждый шаг до ювелирной точности. А сегодня они уже держали флаги - России и СГАУ - по обеим сторонам памятника. А по периметру площадки выстроились другие студенты - в форме и в обычной одежде, с гвоздиками в руках или без, с фотоаппаратами или телефонами, радостные то ли от присутствия на торжественном мероприятии, то ли от пропущенных лекций, и весело пинающие друг друга по ногам, словно выражающие так поддержку другим: мол, потерпи, браток, скоро все кончится и пойдем тусить...
Само собой, каждый высокопоставленный гость выступил перед открытием с речью. Кто-то говорил красиво, иные - не очень, кто-то напустил пафоса, другие - радости, но все сошлись в одном: Королеву памятник поставить надо было уже давно, а получилось только сейчас. Дмитрий Азаров сказал следующее (цитирую по сайту администрации Самары): «Очень рад, что в год 50-летия первого полета человека в космос в Самаре появились памятные бюсты двум великим покорителям космоса - Юрию Алексеевичу Гагарину и Сергею Павловичу Королеву. И, конечно же, не случайно мы установили бюст Королеву именно здесь, рядом с университетом, который носит имя этого великого ученого, великого гражданина мира. Я поздравляю вас с этим событием и желаю вам успехов и новых побед! Пусть ваши достижения подкрепляют тот статус, который долгие годы закреплен за Самарой, - статус космической столицы России». На сайте администрации Самары есть неточность: скульптором назвали Александра Аполлонова, хотя на самом бюсте четко читается: «ск. Олешня С.Н.» (ту же ошибку сделали и в «Российской газете», и другие успевшие написать о событии СМИ). Надеюсь, это досадное недоразумение исправят.
Константин Титов добавил пафосу, сказав, что наш регион всегда славился своими достижениями в освоении космоса, и во многом - благодаря людям. А потом напутствовал студентов: «учитесь хорошо, потому что за вами - будущее дальнейшего успешного освоения космоса» (цитата вольная, диктофона у меня не было). Надо заметить, что Титов ничего не сказал о современном этапе развития космической промышленности в Самаре, грамотно избежав скользкой темы.
Евгений Шахматов искренне, как мне показалось, порадовался тому, что бюст Королеву установили именно на территории СГАУ: «Это логичный шаг, потому что именно наш университет носит имя Сергея Павловича Королева и именно из этих стен вышли специалисты ЦСКБ-Прогресс, который и по сей день развивают космическую промышленность России».
Дмитрий Овчинников радостно сообщил собравшимся совсем другое: оказывается, в этом году снова начался бум на технические специальности, включая представленные в СГАУ. Не помню, говорил ли он что-нибудь про бюст - было ощущение, что он пришел только ради того, чтобы прийти.
Геннадий Аншаков был представлен, кроме прочего, как человек, лично знавший Королева. Но, выйдя к микрофону, опроверг это утверждение: «Мы, конечно, работали в одном здании, и даже кабинет Сергея Павловича видели, но с ним я знаком не был». Правда, сразу после этого Аншаков красочно рассказал о том, каким человеком был Королев и каких людей он уважал. И, знаете, это было рассказано так, что даже я поверил.
Что сказали в своем выступлении Виктор Сойфер и Александр Кирилин, я не помню. Почитайте завтра в СМИ или посмотрите телевизор.
А вот слова Героя России космонавта Александра Лазуткина, адресованные то ли студентам, то ли руководству СГАУ, запомнились мне очень хорошо. Наверное, потому, что были начисто лишены пафоса. «Я, конечно, не знал Сергея Павловича Королева, - сказал Лазуткин, - но я о нем много читал. Сергей Павлович больше всего на свете не любил дураков. Поэтому я хочу пожелать вам, чтобы после появления в вашем университете бюста Сергея Павловича у вас было меньше дураков».
Потом была возложение цветов к бюсту, и Константин Титов долго скромно стоял в сторонке с тремя гвоздиками, ожидая, пока остальные расставят принесенные корзины, а потом так же скромно и осторожно положил свой букет на постамент и быстро скрылся от фотокамер. Правда, потом он с удовольствием позировал Нине
seleste_rusa Дюковой в групповом снимке с работниками «ЦСКБ-Прогресс», который, я надеюсь, скоро появится в ее ЖЖ.
После этого почетный караул из студентов военной кафедры отмаршировал прочь, а остальных собравшихся отпустили... «в аудитории, согласно расписанию», чем вызвали гул уныния и неодобрения со стороны студентов.
Далее - несколько фотографий и краткие комментарии к ним. Полностью фотоотчет можно посмотреть
в альбоме на яндекс-фотках.
Памятники:
Александр Лазуткин - человек и космонавт:
Вот так скромно ожидал своей очереди Константин Титов:
А этот мальчик заинтересовался памятником, но мама его оттащила, думая, что он мешает операторам и фотографам снимать:
Хотя все просили ее не мешать: именно мальчик, смотрящий на памятник, был нам интересен. Тем не менее, она его увела.
Но мне хочется добавить капельку грусти в это радостное событие. Совсем недавно Дмитрий Сурьянинов писал в «Самарском обозрении», как глупо было радоваться открытию Икеи: «Опомнитесь! Открыт не завод, не фабрика, не даже просто небольшое производственное СП, а торговый центр. Еще одна конструкция в формате «ешь, улыбайся, потребляй». В чем прикуп, господа?». Открытие памятников, пусть и необходимое, это всего лишь открытие памятников. Помпезность и вычурные речи представителей власти - и «Единой России», которая сейчас пытается всячески присоседиться ко всем великим достижениям прошлого, совершенно забывая, что в думе ей придется работать ради будущего - о том, какой замечательной была космическая промышленность в Самаре - всего лишь прошлое. Да, это было героическое прошлое, прошлое, без которого сегодняшней Самары просто не могло бы быть. Но это все-таки прошлое.
А будущее у нас какое? Где космическая промышленность? Один «ЦСКБ-Прогресс», который выпускает ракету-носитель «Союз». А долго ли выпускать будет? Проект совершенно нерентабельный и существует только потому, что американцы свернули свой «Шаттл» и другого способа выносить что-либо на орбиту у них просто нет. То есть не было до недавнего времени: уже появились альтернативы, причем намного дешевле и, что еще важнее, надежнее самарской ракеты. А это значит, что скоро НАСА перестанет пользоваться «Союзом», и проект загнется, как и вся космическая промышленность России.
Я не против, чтобы открывали памятники. Но я хочу, чтобы при чествовании прошлого помнили и о будущем. Я хочу, чтобы специалисты, окончившие СГАУ, шли работать конструкторами космических аппаратов и ракет, а не менеджерами по продажам электронно-цифровой подписи. Я хочу, чтобы выпускники пятого радиотехнического факультета работали над созданием новых передатчиков, способных держать прямую связь с экипажем МКС в любое время суток вне зависимости от погодных условий, а не продавали компьютеры в дискаунтерах. Наконец, я хочу сказать моим детям, когда они вырастут, что мы живем в мощном центре космической промышленности Земли - городе под названием Самара. Или любым другим названием - не суть важно. Важно, чтобы это был этот город, потому что он - мой.