С одной стороны в случае с Пензой здесь видна тактическая попытка скомпрометировать лично Белозерцева и в корне снять неприятные вопросы - а как же это так человек набрал за полгода до этого почти 80% голосов, а тут оказывается, что он такой нехороший. Видимо, этот кейс, который начался в Пензенской области, решено плавно перевести в сюжетную линию по хотя бы частичному восстановлению доверия к избирательной системе, которая после прошлогодних поправок и перехода к трехдневному голосованию испытывает очень серьезный кризис легитимности. И ритуальными завываниями в подконтрольных власти СМИ о том, что все чисто и прозрачно, ситуацию не исправить - нужно демонстрировать какие-то действия. И власть эти действия демонстрирует.
Фото: пресс-служба Басманного суда Москвы
Фото: пресс-служба Басманного суда Москвы
Но здесь она рискует повторить очень серьезную ошибку, которую она делает с антикоррупционной кампанией. То есть антикоррупционная кампания с арестами с политической точки зрения задумывается для того, чтобы продемонстрировать, что система в целом чиста, а отдельных паршивых овец она может самостоятельно вычистить. Но последние почти 10 лет наблюдается усугубляющийся кризис легитимности политсистемы (за исключением середины 2010-х, когда был "крымский консенсус" и все прочее), где-то начиная с резонансного дела Сердюкова 2012 года - в общественном мнении подобные громкие коррупционные дела приводят почти к обратному эффекту.
То есть власть рассчитывает, что если она арестовывает высокопоставленных коррупционеров, то население будет это воспринимать как признак самоочищения, а население воспринимает это так - а ну если уж этого арестовали, значит, воруют все. Это наоборот наносит удар по легитимности всей системы. И в случае с этой кампанией по "обелению" выборов может быть тот же самый результат: власть рассчитывает образцово-показательно "обелить" ситуацию на нескольких участках или в нескольких регионах, а в итоге значительная часть населения воспримет это в качестве подтверждения, что нарушения есть везде.
Ведь среднестатистический обыватель воспринимает все на фоновом уровне, на уровне заголовков, поэтому он не будет разбираться, где нарушения находят и в результате чего - он просто воспримет это как очередное доказательство того, что система прогнила насквозь, а настоящие бенефициары всех этих процессов находятся по всей вертикали власти - начиная с нижних этажей и до самых верхних, потому что вся эта система выстраивалась сверху вниз.
(с)